В Краснодаре обсудили развитие системы непрерывного казачьего образования на Кубани

В администрации края прошло рабочее совещание по вопросам развития казачьего образования в регионе в рамках реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении Российского казачества на 2021-2030 годы. Его провел заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края, атаман Кубанского казачьего войска Александр Власов.

В мероприятии участвовали первый заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Сергей Пронько, руководитель департамента по делам казачества, военным вопросам и работе с допризывной молодежью Краснодарского края Алексей Горбенко, первый  заместитель атамана Кубанского казачьего войска Павел Лях, заместитель руководителя департамента по делам казачества, военным вопросам и работе с допризывной молодежью Краснодарского края, заместитель атамана Кубанского казачьего войска Александр Кравцов, начальник управления общего образования, начальник отдела общего образования в управлении министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края  Елена Мясищева, представители министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, а также сотрудники правления Кубанского казачьего войска.

Участники совещания обсудили пути решения задач по воспитанию детей с опорой на основы и ценности казачества, а также формы содействия развитию системы подготовки кадров для казачьих обществ.

В своём вступительном слове Александр Власов отметил, что в прошлом году атаманом Всероссийского казачьего общества Николаем Долудой  перед Кубанским казачьим войском ставилась задача сделать непрерывное казачье образование одним из драйверов развития казачества на Кубани. Для решения этой задачи необходимо было создать определённые условия. Одним из них стала подготовка кадров для казачьих образовательных организаций и казачьих обществ.

- Благодаря активной межведомственной работе в крае уже действует 34 казачьих детских сада и 72 школы с региональным статусом «казачья образовательная организация», почти 5 тысяч казачьих классов и групп, в которых обучается 103 тысячи человек, задействовано свыше 6500 педагогов и казаков-наставников. В текущем году мы откроем ряд новых казачьих школ и детских садов, но упор необходимо делать на качество обучения, работу педагогов и казаков-наставников, - сказал Александр Власов.

По словам вице-губернатора, универсальным решением для всех муниципалитетов по воспитанию молодого поколения Кубани на основе традиций казачества, формирования казачьего самосознания станет разработка межведомственного плана, где будут учтены особенности каждого муниципалитета края.

- За последнее время 326 педагогов и 133 казака-наставника прошли переподготовку. Назрела необходимость в разработке новых учебных пособий, для чего мы сформируем рабочую группу, куда войдут представители казачества, образования, духовенства, научной общественности Краснодарского края, - дополнил Александр Власов.

Рабочая встреча шла в формате диалога. Основные темы обсуждений касались развития системы подготовки педагогических кадров для казачьих организаций, обновления нормативных документов и программ по предметам казачьего компонента Краснодарского края в системе казачьего образования.

Первый заместитель министра образования края Сергей Пронько уверен, что в крае накоплен уникальный опыт по организации образовательных учреждений с казачьим компонентом. Первые казачьи группы, классы появились в детских садах, школах в период возрождения казачества на Кубани. Атаманы казачьих обществ, энтузиасты-педагоги, родители стали инициаторами этого важного дела. Результатом многолетней коллективной деятельности Сергей Пронько назвал открытие на Кубани школ с региональным статусом «казачья образовательная организация», благодаря чему в крае формируется иное качество воспитательного ядра на основе казачьих и православных традиций.

По мнению руководителя департамента по делам казачества, военным вопросам и работе с допризывной молодежью Краснодарского края Алексея Горбенко возникла необходимость актуализации документов регионального уровня по вопросам казачьего образования и воспитания. В частности, речь шла о нормативно-правовых актах, регламентирующих вопросы казачества, которые были разработаны более 10 лет назад.

Продолжил тему совершенствования программ по предметам казачьего компонента, учредитель ООО Издательство «Традиция» Алексей Белозёров. Рассказывая о разработанных совместными усилиями для школ и рекомендованных к использованию программах по истории и современности кубанского казачества и традиционной культуре, Алексей Белозеров объяснил, что на новом этапе возникла необходимость доработки данных программ с учётом современных требований и реалий.

- Необходимы современные учебные пособия, так как имеющимся учебникам по истории кубанского казачества уже более 10 лет, вопросы современной деятельности Кубанского казачьего войска в них не рассмотрены, - уверен Алексей Белозёров.
На совещании шла речь и о значимой роли молодёжного движения в вопросах приобщения школьников, студентов к казачьему укладу жизни.

- Необходимо активизировать взаимодействие в рамках соглашений, заключенных с Кубанским государственным аграрным университетом, Кубанским государственным университетом физической культуры спорта и туризма, Армавирским государственным педагогическим университетом, - подчеркнул председатель СКМК Никита Дзюба.

На сегодняшний день Кубанским казачьим войском разработан и осуществляется алгоритм взаимодействия молодёжного движения и образовательных организаций. Он основан на популяризации деятельности движения и привлечения в его ряды новых участников через встречи с учащимися казачьих образовательных организаций, привлечении молодёжи к участию в мероприятиях Союза казачьей молодежи Кубани.

Заместитель атамана Кубанского казачьего войска Александр Кравцов в своём выступлении отметил, что сегодня темп и характер деятельности определяется тем фактом, что Кубанское казачье войско является примером для других казачьих войск страны.

- Настало время совместной работы. Системной, ежемесячной, ежедневной во всех направлениях деятельности казачьего общества. В качестве примера хочу привести развитие института наставничества. Уже более 1600 казаков-наставников трудятся совместно с педагогами в учебных заведениях края. Есть положительная динамика в повышении качества их знаний. Создана ассоциация высших учебных заведений. Казачье образование – это вопрос восстановления казачьего уклада жизни на исторически казачьей кубанской земле. И подходить к его решению нужно со всей серьезностью и пониманием, - обратился к присутствующим Александр Кравцов.
По итогам встречи с учётом высказанных замечаний и предложений, был принят проект решений.

Ксения Стрельцова
Фото автора

Фото