Г.Б. Луганская
кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкальных инструментов Института искусств Адыгейского государственного университета, старший научный сотрудник Адыгейского республиканского ордена «Знак Почета» института гуманитарных исследований им. Т. Керашева


Интерес к традиционной культуре народов, к их языкам, обычаям, обрядам, истории в конце XX-начале XXI вв. обусловлен в России множеством причин социального, культурного, политического, национального, религиозного характера. Как явление закономерное, оно позволяет современному человеку осознать, что без глубокого и всестороннего знания прошлого не может быть понято настоящее и тем более будущее. Академик Д.С.Лихачёв отмечал, что каждый культурный подъём в истории так или иначе связан с обращением к прошлому. Возрождение исторического культурного опыта – это не отказ от нового, а новое понимание старого, своих корней, это обретение себя в истории.

Среди творческих личностей, наших современников, делом жизни которых является собирание, изучение, публикация казачьего фольклора, сохранение его в многочисленных записях и живом исполнении – кубанский композитор, дирижёр, фольклорист, педагог, руководитель Кубанского казачьего хора – В.Г. Захарченко, человек уникальной по своей сути судьбы.

В.Г. Захарченко родился 22 марта 1938 года в станице Дядьковской Кореновского района Краснодарского края. Будучи пятиклассником, освоил два музыкальных инструмента – балалайку и гармонику и играл на свадьбах вместе со взрослыми. Рояль услышал только в семнадцать лет. Профессиональное образование композитор получил в Краснодарском музыкально-педагогическом училище им. Н.А. Римского-Корсакова и Новосибирской государственной консерватории. После её окончания Виктор Гаврилович в течение десяти лет работал главным хормейстером Сибирского русского народного хора. В 1970 году поступил в аспирантуру Института им. Гнесиных в класс Е.Гиппиуса. В Москве В.Г. Захарченко предлагали возглавить хор им. М.Пятницкого, но он выбрал Кубанский казачий хор. Этот коллектив был упразднён в 1961 году Н.С. Хрущёвым, и В.Г. Захарченко в дневнике, который ведёт с детства, записал: «Цель теперь для меня ясна, определена – возродить Кубанский казачий хор».

С 1974 года Виктор Гаврилович является художественным руководителем Кубанского казачьего хора, единственного в России профессионального коллектива народного творчества, имеющего непрерывную преемственную историю с начала XIX века. Более ста лет (1811-1921) Кубанский войсковой певческий хор выполнял миссию художественного просвещения на Юге России.

Пророком в своём Отечестве называли Григория Митрофановича Концевича, возродившего народный казачий коллектив после революционных событий и считавшего хор «культурной жемчужиной, гордостью края». Продолжая традиции первого художественного руководителя Кубанского казачьего хора, В.Г. Захарченко всегда отмечает, что является наследником творчества и духовным преемником Г.М. Концевича и очень гордится этим.

Кубанский казачий хор в определённом аспекте является историческим памятником, в формах культуры и искусства запечатлевшем военное и культурное освоение Кубани, историю Кубанского казачьего войска, историю классической светской и духовной культуры г. Екатеринодара, трагических событий Гражданской войны и 30-х годов XX века, историю советской эстетики «большого стиля» национального искусства. Хор представляет как историю отдельных личностей и повседневность певческой и музыкальной культуры Кубани, так и историческую героику и большую драму казачества в целом, неотъемлемых от истории России.

Главную линию композиторского творчества В.Г. Захарченко составляют исторический пафос, чувство личной сопричастности к народной жизни и гражданская ответственность за её судьбу.1

В день 70-летнего юбилея композитора В.В. Путин назвал В.Г. Захарченко основателем авторитетной творческой школы в области народного музыкального искусства. Газета «Аргументы и факты» - самым знаменитым кубанцем.

Благодаря энтузиазму и глубоким знаниям Виктор Гаврилович сохранил и возродил национальные песенные традиции, подарил вторую жизнь многим песенным шедеврам народного творчества.

Значителен его вклад в развитие музыкального образования. На базе Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко организовал детскую школу, Центр народной культуры, множество творческих ансамблей. Художественный руководитель коллектива отмечает, что в этом видит смысл жизни. Он говорит: «Рощу преемников и хочу, чтобы они могли вдохнуть жизнь в русскую песню так, как умею я».

В.Г. Захарченко отмечает, что песни, которые исполняет Кубанский казачий хор, создавали поколения, все те, кто жил и трудился на этой земле. Фольклорист только вобрал в себя это творчество, вынес его на сцену. Результатом научно-исследовательской деятельности Виктора Гавриловича являются свыше 30 тысяч народных песен и традиционных обрядов, записанных им в Сибири и на Кубани.

Первая музыкальная публикация песенного фольклора Кубани была произведена в 1883 году, когда учитель Е.Передельский из станицы Темижбекской издал 142 песенных текста с нотами.

Существенное влияние на развитие музыкальной культуры Кубани конца XIX- начала XX вв. оказал просветитель и общественный деятель А.Д. Бигдай, заслуга которого состояла в том, что его собирательская и издательская деятельность (14 выпусков сборника «Песни кубанских казаков») способствовала формированию общественного взгляда на собирание и сохранение народных песен как на дело государственной важности. Именно с этих позиций традиционный песенный фольклор казачества привлёк к себе внимание передовых представителей кубанской интеллигенции в конце XIX начале- XX вв. А.Д. Бигдай видел свою главную задачу в том, чтобы записать всё, «что поют», не придавая особого значения художественному уровню исполняемых песен.2

В конце 1992 г. усилиями В.Г. Захарченко и под его редакцией был переиздан первый том сборника «Песни черноморских казаков», собранный в свое время А.Д. Бигдаем.

Выход этого сборника стал значительным культурным явлением не только на Кубани, но и во всей России. Реставрационная музыкально-текстологическая редакция сборника была направлена на выявление аутентичности песен, единства их слов и напевов. Это практический шаг по возвращению в жизнь наследия традиционного кубанского фольклора. В предисловии к изданию В.Г. Захарченко отмечал: «Творческое переиздание этого сборника есть выполнение гражданского и профессионального долга перед выдающейся личностью, его собирательским трудом, и перед будущей судьбой народной песни Кубани».3

Известно, что народная и профессиональная музыка – это две самостоятельные системы художественного музыкального мышления с их отличительными признаками и особенностями. Важнейшим условием существования и способом бытования народной песни является устность. По мнению известного музыковеда Г. Головинского, устность проявляется в том, что фольклорное произведение полноценно существует лишь во время его исполнения и непосредственного восприятия. Исследователи давно приметили разительное несходство между впечатлением от письменной фиксации фольклорного произведения – какой бы полной и точной она ни была – и эффектом, который оно производит в «живом» виде. И это не только кажимость: здесь отражается самая суть дела.4 Народная песня – это сложный многомерный процесс. В живом звучании песни всегда присутствует нечто трудноуловимое, «не вмещающееся» в слова и напев, но составляющее в ней самое главное – её душу.

Наиболее полное познание народной песни и ощущение её душевных тонкостей возможно лишь при личном участии в совместном исполнении с талантливыми народными исполнителями, когда песня не просто поётся, а в буквальном смысле слова «проживается».5 Именно таким способом В.Г.Захарченко и артисты Кубанского казачьего хора осваивают и перенимают народные песни от подлинных знатоков и носителей фольклорных песенных традиций. Но вслед за этим встаёт одна из самых трудных художественных проблем в исполнительской практике – поиск эффективных средств и методов перенесения народной песни на концертную эстраду с минимальными потерями её первозданности. Ведь невозможно опубликовать манеру пения, индивидуальное поведение певцов во время воплощения песни на сцене, её общий эмоциональный настрой, пританцовывание, возможность выразить себя, не следуя чьим-то указаниям, другими словами, то, что рождает увлечённость, заразительность, вдохновение, находит своё проявление в импровизационности, которыми всегда отличается исполнение фольклорного произведения.

В.Г. Захарченко и Кубанский казачий хор – это образец мастерского исполнения и бережного сохранения казачьего песенного фольклора в концертном воспроизведении, песенная школа певцов-мастеров, продолжающая традиции народного искусства.

Давняя дружба сложилась между творческими коллективами Кубани и Адыгеи. Региональный фестиваль казачьей культуры обязан своим рождением встрече В.Г. Захарченко и М.Е. Галецкого, стоявших у истоков его создания. На одном из концертов Кубанского казачьего хора в г. Майкопе в 1991 году М.Е. Галецкий был поражён глубочайшими познаниями В.Г. Захарченко в области казачьего фольклора, его энтузиазмом собирателя народных песен и обрядов, желанием сохранить народные песенные традиции для будущих поколений. XVII региональный фестиваль казачьей культуры (2008 г.) был посвящён 70-летию В.Г.Захарченко. Ежегодно самодеятельные коллективы – участники фестиваля – не только из Республики Адыгея, но и из всех уголков ЮФО, Украины, Забайкалья и др., соревнуются в исполнении казачьих песен, записанных В.Г.Захарченко, и созданных им композиторских сочинений. Его творчество – это национальное достояние. Благодаря деятельности В.Г.Захарченко и Кубанского казачьего хора в народе не прерывается связь поколений, а выступления самодеятельных артистов на региональных фестивалях казачьей песни будут продолжать завоёвывать сердца юных любителей народного искусства.

В день юбилея Виктор Гаврилович был награждён медалью «Слава Адыгеи», а Государственный ансамбль песни и танца «Исламей» подарил юбиляру свою лучшую композицию «Напевы далёкого детства».6

Примечания:

1. Безрук Ф., Азарова Г. Самый благодарный зритель // Вольная Кубань. – 2008. –1 апреля. – С.4.
2. Песни черноморских казаков / Под ред.В.Г.Захарченко. Том 1. – Краснодар, 1992.
3. Там же.
4. Головинский Г. Композитор и фольклор – М., 1981. –С. 15.
5. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Из репертуара Государственного Кубанского казачьего хора. Вып.1. – Краснодар, 1987.
6. Лосковцова М. Россия, Русь, храни себя, храни // Вольная Кубань. – 2008. – 26 марта. – С.3.

Источник: Вопросы казачьей истории и культуры. Выпуск 4. Майкоп, Изд-во АГУ, 2008