Л.Д. Федосеева,
кандидат исторических наук, доцент
Адыгейского государственного
университета, Майкоп


Казачество – особенное явление в истории России. Представить без него всю полноту прошлых событий невозможно.

Казаки – неотъемлемая часть русского народа. Казацкое движение было формой массового протеста против крепостнического гнета. Это вольное общество основывалось на равенстве и свободе. В народной памяти навсегда сохранены образцы руководителей восстаний С.Т. Разина, И. Болотникова, Е.И. Пугачева, К.А. Булавина. Казаки сыграли важную роль в землепроходстве. Но вечную признательность казаки получили за то, что были верными и мужественными защитниками нашей Родины.

Казаки несли воинскую службу по защите границ от иноземцев. Они стали важной частью русской армии. Кубанские казаки ходили в походы под руководством А.В. Суворова, М.И. Кутузова; они смело проявили себя в Отечественной войне 1812 г. Особенно отличились казаки в обороне Севастополя 1854–1855 гг. С заселением черноморцами Кубани начался новый исторический этап. Трудно найти столь благословенный край, где бы теплый климат сочетался с богатой природой, а плодородные земли с голубыми лиманами. Сейчас, когда так много и часто говорится о возрождении казачества, обращение к его прошлому имеет большой практический интерес. Различным аспектам истории казачества посвящено немало научной литературы. Но вся она написана в политизированном виде. Да и нейтральных» работ о казаках не может быть, так как они всегда занимали самые определенные позиции в жизни общества. Общее же для всех работ – признание большой роли казачества в истории России.

Многие дореволюционные историки рассматривают общественное устройство в Черномории, общинное начало, но традиции в казачьей среде даются ими без анализа социально-экономического положения. Они представляют казачество как однородную массу воинов, не раскрывают причины появления различных социальных групп. Первое наиболее убедительное представление о казаках дал Н.М. Карамзин (Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1990.). Изучением казачьей истории занимался и А.С. Пушкин (Пушкин А.С. История Пугачева. Уфа, 1978.).

В своей работе он использовал архивные документы и разнообразные источники, которые собрал на местах исторических событий. Поэт относится с уважением к предводителю восстания, он впервые предает гласности указ Екатерины II от 10 января 1774 г. о расправе над жилищем Пугачева.

Первым историком черноморского казачества считается И.Д. Попка (Попко И.Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. Краснодар, 1998.). Жизнь и быт черноморских казаков он знал с раннего детства. И.Д. Попка родился в ст. Тимашевской и служил в Черноморском войске. Его первая книга вышла в 1858 г. в Петербурге. И.Д. Попка представил край во всей полноте, вплоть до климата и географического положения. Он использовал широкий круг источников. Его книга вызвала большой интерес у современников. Почти все известные в то время литературные, географические и политические журналы откликнулись на это первое исследование рецензиями и отзывами.

Летописцем Северного Кавказа, организатором первого на Кубани краеведческого музея был Е.Д. Фелицын (Фелицын Е.Д. Кубанское казачье войско. Краснодар, 1996.). В 1882 г. он составил археологическую карту Кубани. Им была составлена библиография литературы о Кубани, включающая свыше 12 тысяч наименований книг и статей. Е.Д. Фелицын много работ посвятил культуре черноморских казаков.

Более 30 работ по этнографии и исторической географии Кубани написал П.П. Короленко (Короленко П.П. 200-летие Кубанского казачьего войска 1696–1896. Исторический очерк. Краснодар, 1991; Он же. Черноморцы: Собр. соч. СПб., 1874). В его работах изложены основные этапы истории кубанских казаков. Он обращал внимание на характер поселений, структуру жилищ, семейный и общественный быт.

Е.П. Савельев (Савельев Е.П. История казачества с древнейших времен до конца XVIII века. Ростов-на-Дону, 1990.) стал автором труда об истории казачества с древнейших времен. Его книга была впервые издана в Новочеркасске в 1915 г. Е.П. Савельев использовал уникальный материал, предоставленный известным книголюбом Г.Ф. Лаптевым. Многое, о чем он пишет, идет вразрез с официальной версией русской истории. На основе античных источников он показал, что античные авторы много говорили о казаках.

Ф.А. Шербина (Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: в 2 т. Т. 2. Краснодар, 1992.) – казачий историк, известный земский статистик, экономист и этнограф. С 1904 г. – член-корреспондент по разряду историко-политических наук. В работе он ссылается на труды Е.Д. Фелицына и П.П. Короленко. Щербина, раскрывая свои представления о происхождении казаков, большое внимание уделил процессу переселения черноморцев. В целом научная ценность дореволюционных публикаций не столько в уровне осмысления данной проблемы, сколько в характере ее постановки, достаточно широком круге исследовательских вопросов, собирании и систематизации ценного фактического материала.

Для советской историографии характерен интерес к социально-экономическим проблемам. Большое внимание уделялось изучению земельных отношений на Кубани. Этот период характеризуется работами В.А. Голобуцкого (Голобуцкий В.А. Черноморское казачество. Киев, 1956.), А.П. Пронштейна (Пронштейн А.П. Земля Донская в XVIII в. Ростов-на -Дону, 1961.). Они считают, что с XVIII в. расслоение в казачьей среде носило капиталистический характер. А.В. Фадеев (Фадеев А.В. Очерки экономического развития степного Предкавказья в дореформенный период. М., 1957.) отмечает сословную замкнутость и привилегии черноморского казачества.

На современном этапе интерес к изучению истории Кубани возрос. Это связано с актуальной проблемой возрождения казачества и его традиций. Публикуются как фундаментальные труды по всей истории отдельных кубанских станиц, написанные местными исследователями. Заново осмысляясь, связывается с историей всей России история Кубани. И.Я. Куценко (Куценко И.Я. Кубанское казачество. Краснодар, 1990.) – автор труда по истории казачества от их переселения до современности. Исследовав широкий круг архивных и других источников, он прослеживает динамику становления, место и роль казачьей сословности в политической системе российского государства. Г.Н. Шевченко (Шевченко Г.Н. Черноморское казачество в конце XVIII – первой половине XIX вв. Сословный строй. Краснодар, 1993.) изучала социальные отношения на Кубани. Основное внимание в своей работе уделила формированию военно-служилого населения, характеристике его прав и обязанностей, анализу феодально-сословного землевладения и землепользования.

Различными проблемами традиционной духовной культуры казачества занимается Н.И. Бондарь (Бондарь Н.И. Традиционная культура Кубанского казачества. Краснодар, 1999; Он же. Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.), известный этнограф, кандидат исторических наук, профессор. Его работы содержат новые подходы к ранее изучавшимся явлениям. Н.И. Бондарь впервые опубликовал воспоминания одного из наиболее крупных отечественных кавказоведов Л.И. Лаврова.

Проблемой этногенеза занимался А. Гордеев (Гордеев А. История казаков. М., 1991.). На основе многих источников он сделал вывод о том, что казачество сложилось в результате ассимиляции русских и половцев.

Первым историком, изучившим аграрные проблемы России и Северного Кавказа, стал В.Н. Ратушняк (Ратушняк В.Н. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. Краснодар, 1996.), доктор исторических наук, действительный член Академии социальных наук. Им опубликовано свыше 250 работ, в которых привлечен широкий круг источников. Он дает систематическое и обобщенное представление об истории Кубани. Работы В.Н. Ратушняка написаны на основе уникальных архивных документов, впервые вводимых в научный оборот.

Составитель Энциклопедического словаря по истории Кубани – Б.А. Трехбратов (Трехбратов Б.А. Энциклопедический словарь по истории Кубани. Краснодар, 1997.), доктор исторических наук, профессор, преподаватель досоветской отечественной и региональной истории в вузах Краснодарского края. Он автор многих учебных пособий. Освещает этапы переселения Черноморского казачьего войска, экономического освоения края. Особо рассматривает культурное развитие региона (Он же. История Кубани. Краснодар. 2000.).

Кубанский фольклор изучал А.Д. Бигдай (Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992.). В изданный им сборник вошли 556 песен – военно-исторические, обрядовые, бытовые. В.П. Бардадым (Бардадым В.П. Казачий курень. Краснодар, 1992; Он же. Захарий Чепега // Советская Кубань. 1991. 14 февраля. С. 6.) занимается изучением культуры Кубани. Он автор статьи о казачьем атамане З. Чепеге.

Вышел в свет труд, посвященный форменной одежде кубанских казаков. Авторы – О.В. Матвеев, Б.Е. Фролов (Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XIII – 1917 г.). Краснодар, 2000.). В книге отражены ступени развития казачьей формы, обращается внимание на ее глубоко философское содержание. Авторы опирались на труды дореволюционных военных историков А.В. Висковатого (Висковатый А.В. История описания одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению. Ч. 6. СПб., 1890; Ч. 30. СПб., 1862; Ч. 15. СПб., 1901.) и К.П. Гаденко (Гаденко К.П. Описание формы обмундирования и снаряжения нижних чинов Кубанского и Терского казачьих войск. Краснодар, 1987.).

Ежегодно проходят научные конференции, посвященные истории Кубанского казачества, где выступают историки из разных городов России. Издаются сборники научных трудов (Проблемы истории казачества: сборник научных трудов. Волгоград, 1995; Тут же. Тезисы докладов научной конференции «Кубанское казачество: проблемы истории и возрождения». Краснодар, 1992.). Современный этап историографии характеризуется устойчивым интересом к проблемам истории казачества.

 

Конференция  «Ф.А. Щербина и народы Юга России. История и современность», 2006 г., февраль, Краснодар