Форменный разнобой


Вновь избранный атаман войскового правительства Кубанского казачьего войска Николай Долуда призвал казаков соблюдать "аккуратность и однообразие" в форме.

По словам атамана, вольные интерпретации казачьего костюма и знаков отличия привели к тому, что в народе казаков стали называть "ряжеными". Черкеска, папаха... Именно эти аксессуары казачьего одеяния чаще всего приходят на ум, когда говорится о кубанских казаках. Доставшиеся в наследство от горцев Кавказа элементы верхней одежды стали визитной карточкой южно-российского казачества.

Однако "карточка" и реальный облик современного казака, как показывает практика, зачастую всерьез расходятся. Сейчас куда чаще можно увидеть служивых в универсальной одежде всех силовиков - в камуфляже. Да еще и нередко с вариациями - с красными лампасами и в папахе. "Плюрализм" в казачьей одежде привел к тому, что, согласно соцопросам жителей края, почти никто не знает, как должен выглядеть рядовой кубанский казак.

Разбор внешнего облика казаков включили в повестку дня первого после избрания нового атамана заседания войскового правительства. Как сказал атаман войска Николай Долуда, для возрождения позитивного имиджа казаков нужно для начала добиться "опрятного и правильного внешнего вида"

- Меня настораживает, что у многих казаков вся грудь в орденах. За какие такие заслуги? - задал вопрос атаманам глава войска. - Войсковых наград у нас две-три, не больше. Зачем обвешивать себя с ног до головы непонятными орденами и медалями? Будет уважение к таким казакам? То же самое касается формы - она должна быть аккуратной и однообразной. Особенно требовательно нужно относиться к форме казачьих патрулей. Никакого камуфляжа. Все должны видеть, что идет казак, а не военнослужащий или сотрудник милиции.

Кто-то воспринял заявление атамана как указание всем казачьим обществам немедленно унифицировать форму. Представители войска поспешили уточнить: речь не идет о какой-то унификации или стандартизации - облик казачьей формы и так закреплен нормативным актом.

- Указом президента еще в 1998 году было утверждено положение о казачьей форме, - рассказал "РГ" заместитель атамана ККВ Сергей Калашников. - Речь идет о форме одежды не проходящих военную службу членов казачьих обществ России. В положении черным по белому прописано, как должна выглядеть форма казака. В этом смысле задача, поставленная атаманом войска, заключается в том, чтобы привести форму в соответствие требованиям закона.

Положение о казачьей форме, в частности, гласит, что на казаке должны быть (в зависимости от времени года) двубортная шерстяная шинель серого цвета (для нижних чинов - однобортная), куртка зимняя камуфляжная, с накладными карманами, нагрудными напатронниками и погонами, суконная бекеша серого цвета, застегивающаяся на крючки, со стоячим закругленным воротником. Шлица, как предписывается, должна быть ниже талии, рукава - обязательно с манжетом, низ которых должен быть оторочен овчиной или искусственным мехом черного цвета.

Башлык: шерстяной, защитного (красного или светло-синего) цвета, обшитый по срезам кантом цвета по принадлежности к войску.

Форма кителя: защитный цвет, стоячий закругленный воротник, накладные карманы, канты цвета принадлежности к войску, погоны. Мундир - шерстяной, синего или темно-зеленого цвета, со стоячим закругленным воротником, однобортный, закрытый, с кантами цвета принадлежности к войску и погонами.

Чекмень также шерстяной, темно-синего либо черного цвета, с погонами и нагрудными напатронниками. Кроме того, в положении о форме есть описание папахи - она должна быть изготовлена из овчины или искусственного меха черного цвета и иметь кокарду установленного образца. Колпак папахи должен обшиваться крестообразной тесьмой серебристого цвета.

Однако положение никак не регламентирует порядок ношения казаками орденов и медалей. Здесь поистине широкое поле для всевозможных вариаций: даже одинаковые кители могут выглядеть совершенно по-разному, если на одном одна-две медали, а на другом - целая коллекция.

- Вообще-то, у ККВ только две войсковые награды - "300 лет Кубанскому казачьему войску" и "За возрождение казачества", они числятся в государственном геральдическом реестре, - уточнил начальник отдела культуры, образования и взаимодействия со СМИ Кубанского казачьего войска Константин Перенижко. - Все остальное - это памятные медали, приуроченные к годовщинам и знаковым событиям в деятельности войска. Как правило, они вручаются на уровне казачьих обществ, ими же заказывается их изготовление. Кроме того, среди казаков немало действующих и бывших военнослужащих, в том числе прошедших горячие точки, чья служба отмечена орденами и медалями. Запретить им носить их на казачьей форме было бы неправильно. Но мое личное мнение такое: на черкеску должны надеваться только официальные награды ККВ. Армейские награды более уместны на военной форме.
Мнения

Борис Фролов, заведующий отделом истории Краснодарского государственного музея-заповедника имени Е. Д. Фелицына:

- "Карнавальный" разнобой в казачьей форме никак не согласуется с тем образом Кубанского казачьего войска, который оно пытается формировать в глазах общественности. На ком-то "камуфлированные" штаны, на ком-то мундиры, выполненные по образцам лакейской формы, кто-то ходит в одеянии а-ля Корнилов. Все это в том числе и от незнания истории казачьего костюма.

Проблема еще и в том, что унифицированного казачьего костюма никогда не было - казаки шили в основном в индивидуальном порядке у кустарей. Были лишь общие элементы одеяния. Заметное единообразие появилось лишь в начале XX века, когда обеспечивать обмундированием казачьи сотни пытались централизованно, но к началу Первой мировой форменный разнобой расцвел снова.

На мой взгляд, облик современного казачьего одеяния должен базироваться на канонах, сложившихся в начале ХХ века, - это непременно черкеска, папаха, бешмет, выдержанные в черных и красных тонах.


Сергей Воржев, заслуженный художник России:

- Не вижу веских причин для унификации казачьего костюма. Переосмысливать традиции - дело нехитрое, но нужно всегда задаваться вопросом: для чего? Любая бытующая сегодня разновидность казачьего одеяния - это живое воплощение истории. Если мы возрождаем традиции, должны придерживаться исторической истины. А она такова, что до революции не только казачьи сотни, но и полки регулярной армии имели отличное от других обмундирование.

Сегодня армия имеет унифицированную форму, и, если казак идет на службу, - он должен носить то, что предписано уставом. Но вне службы волен придерживаться в обмундировании тех традиций, которые сложились задолго до его рождения. Пусть будет многообразие. Например, мне как художнику очень импонирует одеяние запорожских казаков - посмотрите, какими колоритными изобразил казаков Репин, а ведь этюды для картины известный художник собирал у нас на Кубани, в станице Пашковской. Это тоже наша история.

Федор Бунин, экс-атаман первого в Краснодарском крае казачьего общества, консультант Кубанского казачьего хора:

- Совершенно непонятно стремление некоторых казаков обшить костюм галунами. Не может не удивлять и разнобой с погонами. Все это, я считаю, происходит от незнания истории. Согласен с мнением атамана ККВ и в том, что не нельзя увешивать парадный костюм медалями без разбору. Медалей войска всего две - ими награждают за особые заслуги. Другое дело памятные медали - их не счесть, и награждают ими, как правило, в связи с какими-то годовщинами, а не в связи с заслугами. Потому, мягко говоря, неэтично казаку носить на парадном костюме все, что ему когда-либо вручали.

На мой взгляд, современный казачий костюм должен соответствовать тому облику, который он имел до 1914 года: минимум декора, больше строгости. Что касается повседневной казачьей формы, здесь ситуация еще хуже, чем с парадной. Увлечение камуфляжем привело к тому, что казака зачастую невозможно отличить от омоновца или военнослужащего. Пусть повседневной формой казаков остается армейский камуфляж, но чтобы можно было сразу отличить казака от работника органов. Например, можно последовать примеру английских королевских гвардейцев: их стандартная армейская форма имеет исторические элементы.

Дмитрий Шевченко, Краснодар
Фото: Владимир Аносов

Материал с сайта «Российской газеты» http://www.rg.ru