Актуальные вопросы географии расселения и идентичности казачества на Юге России в 1920-х гг.

Многовековая общность казачества обладала устойчивым самосознанием, особенностями культуры и образа жизни. Быт казаков пронизывали православная вера, идеи патриотизма, традиции уважения к старшим, трудолюбия. Известно, что основой традиционного казачества было неразрывное сочетание профессиональной воинской службы, общинного землепользования и религиозности. Казаки обладали многовековым опытом самоуправления, были грамотнее других групп населения. В частности, в 1913 г. 47,0% кубанских казаков были грамотными, что значительно выше уровня грамотности «иногородних».

Роль этноконфессиональных стереотипов в этнокультурных представлениях кубанского казачества (XIX – начало XXI в.)

Территория проживания Черноморского, а с 1860 г. кубанского казачества характеризуется полиэтническим составом населения. Приглядываясь к образу жизни, обычаям и особенностям быта соседей кубанское казачество формировало для себя образ «чужой культуры», опираясь прежде всего на собственные представления, собственную систему ценностей, собственную картину мира. Конфессиональный аспект оппозиции «свой-чужой» является одним из основных аспектов самоидентификации.

Приговоры и наказы донских казаков в 1905-1907 гг.: эволюция казачьего менталитета

Изучение такого многоинформативного источника, как казачьи приговоры и наказы периода первой русской революции, очень важно для понимания истории российского казачества начала ХХ века. Указ 18 февраля 1905 г. предоставил российскому населению определенные послабления в области петиционной правоподачи.

Русский национальный менталитет: специфика юга России

Российский общественный и политический деятель первой четверти ХХ столетия Н.И.Астров: «Судьба казачества – это судьба русского народа. И чем теснее будет между ними взаимодействие, чем крепче органическая и духовная связь, тем скорее эта судьба изменится и прояснится». Возрождающиеся ценностные основы казачьего менталитета – это пробуждающийся национальный «русский дух» и ростки этого пробуждения очень важны для единства всего российского суперэтноса.

Исторические интерпретации эпифеномена казачества Юга России в 1930-е гг.

Наличествующая историография до сих пор оставляет открытым вопрос о том, было ли восстановление казачества на Юге России в 1930-е гг. социальной эксклюзией?! Однако, можно однозначно констатировать, что советское казачество в 1930-е годы по-прежнему ментально и отчасти социально обособлялось и тяготело к своим историческим корням, в значительной мере преодолевая внутриказачьи различия, порожденные исторической эпохой «колхозного строительства».

Некоторые особенности ментальности казаков

Для исторической памяти самих казаков характерны представления об общей судьбе и родстве казачьих войск, едином образе жизни. Важным компонентом традиционного сознания казаков является представление о личной свободе казака и независимости своего войска, традиционная организация которого считалась гарантией свободы и всеобщего равенства.

Происхождение этнических стереотипов и их роль в процессах межэтнического взаимодействия на Кубани

В настоящей статье рассматривается формирование на Кубани ряда стереотипных образов, приобретших в силу тех или иных обстоятельств негативные черты в глазах славянского населения региона. Их происхождение оказалось связано как с событиями общероссийского масштаба, так и с процессами, происходившими непосредственно в регионе. В значительной степени на их выработку повлияли представления кубанских казаков, не только составлявших значительную часть населения края, но и внесших существенный вклад в развитие его культурной традиции.

Этнокультурная идентичность казачества России

Представление о своих исторических и сословных правах на землю, отличавшее казачество от других категорий служилого населения и социальных групп, сформировалось вследствие особого характера землепользования, когда владельцем земли «на вечные времена» считалось все войско, и сохранения сословных прав казачества. Чувство хозяина, полновластно распоряжающегося всеми дарами своей земли, проявилось, в частности, в бережном отношении к ней, в культе рационального природопользования. Строгая регламентация хозяйственной деятельности воспринималась казаками как естественная необходимость, смысл которой в максимальном использовании и в то же время сохранении природных ресурсов.

Некоторые аспекты влияния государственной службы на менталитет кубанских казаков

Необходимость обязательной службы с малых лет заставляла казака вырабатывать в себе такие качества, как ловкость, смелость, сообразительность, коллективизм, взаимовыручка. Эти качества вырабатывались многообразными методами (с помощью игр, скачек, участия в кулачных боях, целенаправленной военной подготовки в казачьих школах и военных лагерях) и очень ценились [3]. По свидетельствам очевидцев, разговоры служивших казаков отличались содержательностью. Было заметно, что служба расширила их кругозор и подняла интеллектуальный уровень.

Об особенностях психологии и менталитета кубанского казачества

Воинский мир, представления о героическом прошлом – вот что определяло мировоззрение, психологию и поведение казака. В жизненном укладе, в традициях, в системе ценностей и идеологии казачества ярко выражено влияние военной деятельности. Благодаря этому из поколения в поколение и воспроизводился тот специфический военный дух, который закреплялся в сакральных ценностных нормах, атрибутах и символах, воплощался в исторических представлениях казачества.

О самоидентификации кубанских казаков

Современные украинские фольклористы, этнографы, журналисты, не говоря уже о политиках, часто называют кубанских казаков “украйинцямы Кубани”, яки запамьятувалы свою историю”. Однако такая околонаучная точка зрения, полностью отрицающая этническую, социальную, культурную и языковую самобытность кубанского казачества, в корне неверна, ибо она совершенно не соответствует действительности.

Духовная жизнь казаков

На этапе переселения Черноморского казачества складывается его самобытная культура, которая вобрала в себя традиции материальной и духовной жизни народов, населяющих этот край.

Патриотизм и мужество в традициях казачества

Жизненный мир казаков зависел от целого ряда объективных и субъективных условий и обстоятельств. Казаки во все времена являлись защитниками Отечества. Отношение к Родине как к моральной ценности выдержало проверку временем. Если без Родины человек не может жить, тоскует и мучается вдали от неё, если за свободу и честь он готов отдать собственную жизнь, значит, это действительно ценность очень высокого ранга.

К вопросу об особенностях менталитета и обычаев казачества в свете взаимоотношений с горцами

Кубанское казачество вполне успешно и поступательно идет по пути социальной интеграции и самопознания, востребуя образы, символы, события, персонажей героев своей исторической картины мира.

Воины и хлеборобы. Некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества

Основной организационной структурой и в период самостоятельного существования казачеств и после вхождения в состав государства являлось войско (Запорожское, Донское, Кубанское и др. казачьи войска). Войско представляло собой сложный социально-экономический, политический и этнокультурный организм, основу которого составляла военная организация, объединявшая прежде всего взрослое мужское население, способное выполнять воинские обязанности.


Страницы: 1