Генезис русского казачества

Генезис русского казачества – один из самых загадочных вопросов русской истории. Процесс самого генезиса в документах отражён недостаточно. Казачество  явилось в истории XVI столетия «в готовом виде», поэтому его происхождение нередко становился поводом для лженаучных спекуляций.

Стереотипы и заблуждения в отношении казачества

«Казаки – сторожа и завоеватели окраин». Такое определение давал крупнейший историк казачества Ф. Щербина. Он же писал: «Вопрос о происхождении казачества принадлежит к числу тех исторических задач, которые нельзя считать окончательно решенными. Не уяснены ни процессы образования первоначальных форм казачества, ни постепенный ход в их развитии, не установлены ни ближайшие причины, породившие их, ни степень их самостоятельности, не даны ответы на вопросы: кто были творцы этих форм, ставшие во главе своеобразного движения народной массы к автономии и политической свободе? Вопрос о зарождении казачества остается поэтому открытым. Только дальнейшая, заведомо известная жизнь казаков и предшествовавшие ей формы народоправства дают определенные указания по этому вопросу».

Российское казачество как социально-историческое явление

Вот уже два десятка лет возникают все новые и новые попытки придать казачеству оригинальную трактовку. К сожалению, в большинстве случаев всё достоинство этих новых определений и осмыслений заключается лишь в их оригинальности. Смысл большинства споров вокруг казаков сводится к определению их исторической роли и места в российской действительности. При определении же места и роли казачества дискуссия сводится к двум главным вопросам: происхождение казаков и этнический статус казачества. Будущее же казачества видится спорщикам, как правило, крайне туманно.

Оренбургские казаки на Кубани

В решении стоящих сегодня проблем определения этносоциального статуса российского казачества особый интерес представляет изучение историко-культурных связей различных казачьих областей в ходе освоения азиатских окраин Российской империи. Данное сообщение посвящено вопросу включения оренбургских казаков в состав кубанского казачества во второй половине XIX века.

Ранние гребенцы – первые евразийцы Южнорусского поля (конспект современных воззрений)

Ранние «гребенцы» оказались тем устойчивым социумом, который олицетворил собой первых евразийцев Южнорусского поля до их воссоединения с Российским государством. Эту характеристику они сохраняли и впоследствии, сыграв уникальную, выдающуюся роль в обретении Россией своей северокавказской окраины. Здесь гребенцы должны восприниматься таким же коренным населением как и окружающие их кавказцы.

Этнические и сословные характеристики южнороссийского казачества

Стремление решить проблемы этнической и сословной истории - характерная черта современной историографии, в которой можно выделить три направления: первое определяет казачество как субэтнос (вариативно); второе – как сословие; третье пытается найти разумный компромисс.

О месте вольного казачества в этнографической классификации хозяйственно-культурных типов (к постановке проблемы)

Одним из сложнейших этносоциальных феноменов России является казачество. В новейшей историографии оно признается субэтносом, но его место в системе этнографических классификаций так и не определено.

Об этнических особенностях казачьих групп

Вопрос об этнической основе, этногенезе казачества не сходит с повестки дня. В этой связи представляется целесообразным комплексное изучение элементов материальной и духовной культуры каждой исторически сложившейся казачьей группы.

Две теории о происхождении казачества

От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными Зарубежья и России, а также и между учеными в самой России бытуют прямо противоположные мнения.

К реконструкции системы этногенетических представлений кубанских казаков: устная историческая традиция метрополий

Проблема происхождения казачества до сегодняшнего времени вызывает ожесточенные споры. Чем более сдержаны и скупы на факты письменные источники, тем большее поле открывается для мифотворчества. Отметив это обстоятельство, многие историки скептически относятся к дошедшим до нас памятникам устной истории. В этом, к сожалению, сказывается традиция, сложившаяся в XIX в, под влиянием позитивисткой методологии, установившей культ факта и абсолютизацию документа, главным образом архивного.

Этнические процессы в кубанском казачестве в произведениях дореволюционных ученых

Кубанское казачество с его историей дает интересный материал для изучения механизмов этнической эволюции и взаимодействия близких, но разных этнокультур. Об этнической неоднородности Кубанского казачества писали многие исследователи прошлого; более всего уделялось внимание факторам, обусловившим социальные и этнокультурные процессы.

Исторические предшественники и этногенез казаков

Без сомнения, процесс складывания любой этнической группы (1) (этногенез) имеет стадиальный характер. Поэтому вопрос об исторических предшественниках и предках казаков связан с выделением стадий этногенеза казаков. Ранняя история казачества, первые этапы его формирования — все это до сих пор предмет дискуссий. Однако, пожалуй, уже можно твердо сказать, что начало истории казачества следует искать гораздо ранее XVI в. Южнорусские лесостепи, степное Предкавказье, Приазовье и Северное Причерноморье — районы, ставшие колыбелью казачества, — никогда не пустовали.

Тмутараканская версия происхождения казачества

Дискуссионность версий автохтонного происхождения казачества Юга России во многом объясняется состоянием имеющихся источников и, как следствие, степенью аргументированности основных положений. "Бродницкая" версия имеет уже достаточно солидную историографическую базу, тогда как "тмутараканская" только получает, во многом благодаря усилиям Кавказоведческой школы В.Б.Виноградова, свое новое прочтение.

Этногенез кубанского казачества

После первоначального заселения Северо-Западного Кавказа черноморцами, линейцами и русскими одна за другой следовали волны переселений, организованные российскими властями. Причина была одна и та же: они стремились как можно быстрее заселить это огромное пространство, с тем, чтобы решить проблему нехватки рабочих рук для его освоения, решить отчасти проблему избыточного населения в Центральной России и на Украине, и, самое главное, создать солидную базу в предгорьях Кавказа для дальнейшего продвижения и выхода к Черному морю.

Национальный состав Черноморского казачьего войска (1787-1860 гг.)

Отправной точкой для настоящего исследования стали слова «дида кубанской истории» Ф.А. Щербины, характеризующие Черноморское казачье войско, как «собранное из разных мест, разрозненное и, отчасти разноплеменное…» . Он писал о том, что в число черноморских казаков вошли малороссы, поляки, молдаване, великороссы, литовцы, татары, греки, немцы, евреи, турки и др. Многонациональный состав Черноморского войска отмечал и В.А. Голобуцкий, указывая на случаи поступления в казаки еще и болгар, сербов, албанцев.


Страницы: 1