Есть такой праздник, который особо почитали в кубанских станицах, а по своей содержательности и поэтичности сравниться с ним могла разве что июньская Троица. Спас, или Спасивка, как называли этот праздник в Черномории (первоначальное название территории нынешнего Краснодарского края), длился две недели и включал в себя три праздника - три Спаса.

Сладкая жизнь

Первый Спас — Маковей. Гораздо реже его называли Маковым или Мокрым, так как в этот день было принято освящать мед, мак и воду. В некоторых казачьих станицах освящали цветы, чаще всего васильки. Как и троицкая трава, васильки хранились за иконой, их использовали на свадебных обрядах, а также зимой — на Крещение в качестве кропильца при кроплении всех членов семьи, двора, хозяйства.

Вообще появление этого праздника — Спасивки — было связано с событиями XII века, когда войско московского князя Андрея Боголюбского разгромило рать волжских болгар. Чудесную помощь в этом русским воинам оказал образ Нерукотворного Спаса, чествование которого было установлено 14 августа, в день этого события. Правда, память об этом со временем почти утратилась.

Существует иное, более распространенное, название праздника — Маковей, или Маковий (в честь святых мучеников братьев Маковеев). Потому и возникло представление о необходимости освящения в этот день мака, семена которого собирали накануне праздника в поле. Считалось, что освященный в церкви мак, как и освященная соль, обладает магическими свойствами, поэтому их использовали для защиты животных от «сглаза». Мак чаще применяли после отела коров: новорожденному теленку и его матери хозяйка-казачка крестообразно рассыпала этот мак по хребту, обязательно приговаривая слова молитвы. Заканчивала она эту «процедуру» словами: «Кто думает эту корову испортить, хай (пускай) этот мак соберёт». Иногда, если мака в доме не оказывалось, его заменяли солью, освященной в этот же день. Кубанцы верили, что после такого обряда никакой злоумышленник не мог сглазить или наслать порчу на эту корову.

А вот «Медовым» Первый Спас стал оттого, что пчеловоды к этому празднику качали мед второй, а то и третий раз. Казаки-пасечники вырезали в этот день из ульев лучшие соты и несли в церковь «на помин души усопших родителев (родителей)»: «Владельцы пасек на Медовый Спас сооружали длинные дощатые столы, расставляли на них миски с медом, раскладывали теплый хлеб. Без приглашения приходили жители станицы и “поминали родителей”» (Н.И. Бондарь). Иногда специально для этого выпекали особые медовые пампушки, посыпанные освященным маком. А так как у большинства казачьих семей водились пчелы, то ко дню первого Спаса во многих домах готовили медовуху и угощали всех, кто приходил к ним в гости.

«Мокрым» же Первый Спас был назван потому, что кроме мака и меда было принято освящать и воду. Такой обычай был связан с преданием, согласно которому именно в этот день произошло Крещение Руси. Освящение могло происходить не только в церкви, но и около реки или колодца. Вода после этого «ритуала» обретала целебные свойства. А в станице Варениковской, например, освящение воды в реке заканчивалось купанием, правда, сначала в воду бросали освященные цветы и маковое семя.

Существовало также представление о том, что на Маковей всегда должен идти дождь, поэтому-то в этот день пожаров никогда не бывает.

Яблочко наливное

Яблочным Спасом называют один из самых почитаемых православных праздников — Преображение Господне (19 августа). Во многом этот праздник был похож на Медовый Спас: в этот день происходило освящение различных плодов, в том числе яблок и винограда, а также цветов. Связано это было с тем, что наступало время наибольшего изобилия, а сам ритуал освящения плодов считался еще и благодарностью Богу за посланное на землю плодородие. Отсюда и повсеместная на Кубани поговорка «Петровка — голодовка, а Спасивка — ласавка (лакомка)».

По распространенным кубанским традициям, женщинам, у которых были умершие дети, запрещалось вкушать яблоки и виноград до Второго Спаса. Объяснялось это лишь тем, что детям, чьи мамы все же нарушили этот запрет, «никто не подаст на небе яблочка, и они будут плакать». В некоторых станицах запрет распространялся и на употребление любых фруктов. После освящения и благословения часть плодов раздавалась присутствовавшим в церкви детям.

Хоть и орех, а сладок

29 августа в Православной Церкви происходит чествование Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. В народе этот праздник получил название Третий Спас, или Ореховый, гораздо реже говорили «Спас-на-полотне». У кубанских казаков не было традиции широко отмечать этот праздник, исключение — те станицы, где произрастали рощи грецких орехов. В этот день люди приносили в церковь орехи для освящения. Сам же праздник, будучи последним из почитаемых народом летних праздников, символизировал окончание лета. Да и вся Спасивка для казаков была временем подготовки к осенней поре. Не случайно по этому поводу бытовала пословица: «Пришел Спас - держи рукавички про запас».


По материалам книги Н. И. Бондаря «Календарные праздники и обряды кубанского казачества»


Андрей Виноградов

Материал с сайта: http://news.rufox.ru