Немченко Сергей Гариевич – краевед,
председатель Отрадненской организации РОИА (ст. Отрадная)



Здание Рождество-Богородицкой церкви (бывшая Покровская) построили в станице Отрадной одним из первых, за счёт приходских средств и силами прихожан, в 1858 году. Первоначально небольшая Покровская церковь было деревянной, без колокольни. После пожара, в 1866 году, на субсидии Кубанского казачьего войска и пожертвования прихожан церковь была перестроена и переосвящена во имя праздника Рождества Пресвятой Богородицы. На ремонт и переустройство церкви из войсковых сумм было выделено 9000 руб., отрадненские прихожане со своей стороны собрали 3800 руб. Теперь здание храма хотя и оставалось деревянным, покоилось на каменном фундаменте вместе с колокольней, которая находилась «в связи» с основным строением; церковь и колокольня были покрыты железом, а вокруг церкви возведена каменная ограда. Престол храма освятили 12 сентября 1866 г. На средства, пожертвованные священником Максимом Сапежко, в 1894 г. был заменён старый разбитый колокол; вместо него станичники приобрели новый – в память об избавлении императора Николая II от болезни, постигшей его в январе 1894 г., о чём и была сделана надпись на самом колоколе. Число прихожан почти за полвека умножилось; в церкви первоначально было два престола: главный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и придельный алтарь – в честь Сретения Господня, который был устроен в 1900 г. Церковной утвари, согласно клировой ведомости, было достаточно, но к началу ХХ в. она уже изрядно износилась и обветшала, поскольку многие предметы и принадлежности были приобретены ещё в 1859 г. По штату при церкви полагалось иметь два священника, диакона и два псаломщика. Первый штат был открыт в июле 1858-го, второй – в июне 1892 года. Протоиерей получал в 1914 г. содержание в сумме 200 рублей 70 коп. в год из войсковых сумм Кубанского войска, что примерно составляло менее среднегодовой заработной платы рядового петербургского или московского рабочего. Для сравнения укажем, что фунт (400 г.) «железной» копчёной колбасы стоил 35 копеек, а связка баранок – гривенник; минимальный прожиточный минимум на одного человека составлял примерно 10 рублей. Войсковое содержание священника (в денежном исчислении) на Кубани не увеличивалось с 1860-х годов. Священнику содержать семью помогал только кружечный сбор. Кружечные доходы церкви за 1914 год составили – 3980 рублей 71 копеек; при этом, приходской священник жалования от казны и общества не получал, но из братской кружки ему полагалось 30 копеек с рубля; за 1914 год о.Максиму было выделено приходской общиной 1184 руб. 21 коп. Единственный материальным источником к содержанию причта являлся земельный участок в количестве 150 десятин. Участок находился в 5 верстах от станицы и был отведён станичным обществом в 1908 году, вопреки желанию причта и взамен прежнего участка в 198 десятин. Земля эта оказалась неудобна для хлебопашества, поэтому сдавалась в аренду всем желающим станичникам по 6 руб. за десятину в год. Часть земли, оставшаяся при церкви, на которой находились и церковные постройки вместе с погостом, составляла 5 десятин.

По инициативе и на средства отрадненского протоиерея Максима Сапежко на общественной земле были возведены два деревянных здания: для мужской и женской церковно-приходских школ, которые затем были подарены Ставропольскому епархиальному училищному совету. При церкви Рождество-Богородицкой церкви исправно велась вся необходимая церковная документация: копии метрических книг и исповедные росписи хранились с 1859 года, опись церковного имущества была заведена в 1875 году. В двух церковно-приходских школах обучалось в 1914 г. 67 мальчиков и 35 девочек. Церковная библиотека насчитывала 200 томов богослужебной и духовно-нравственной литературы. Последним церковным старостой за год до начала Первой мировой войны был избран урядник Спиридон Резников, пребывавший в этой должности с 19 сентября 1913 г.

Бессменным приходским священником в станице Отрадной был на протяжении полувека протоиерей о.Максим (Иоаннович) Сапежко – личность уникальная, священник, снискавший себе славу истинно народного пастыря, неустанно заботившегося не только о духовном окормлении отрадненских станичников в мирное и военное время, но и о просвещении подрастающего казачьего поколения. Вот несколько штрихов к его биографии.

Родился Максим Иоаннович Сапежко в 1829 году в семье письмоводителя Витебского духовного правления, т.е. происходил из семьи духовного звания. Окончив полный курс богословских наук в Могилевской духовной семинарии, он со степенью студента в 1853 г. был уволен в Епархиальное ведомство, где по собственному прошению к обер-священнику отдельного Кавказского корпуса протоиерею Михайловскому назначается на священническое место в станицу Чамлыкскую Кубанской области. Продвижение бывшего семинариста по ступеням духовного служения началось стремительно: Преосвященный Анатолий, архиепископ Могилевский и Мстиславский, рукоположил его в сан диакона 11 июля, а уже 12 июля 1854 г. в сан священника в Николаевской церкви станицы Чамлыкской. После четырех лет службы в Чамлыкской о.Максим «по собственному прошению» был переведен 12 августа 1858 г. на новое священническое место в станицу Отрадную.

Здесь, в отрадненских предгорьях, начался долголетний духовный подвиг пастыря: результаты его многотрудной и плодотворной деятельности фиксируются различными наградами и поощрениями, лаконичные сведения о которых сохранились в послужном списке. За год до перевода в Отрадную, в 1857 г., о. Максим был награжден наперсным крестом на Владимирской ленте и такою же медалью на Андреевской ленте в память Крымской (как тогда говорили, «англо-французской войны») 1853 – 1856 гг. В нелёгкие годы Кавказской войны, в которой урупские линейцы принимали самое активное участие, о.Максим в походах и сражениях не участвовал, но «по поручению начальника Урупской кордонной линии исполнял все христианские требы при населении станиц Урупской линии и в Малотегинском отряде, подвергая во всё это время свою жизнь опасности, вследствие неприязненных действий со стороны непокорных горцев». За безупречную пастырскую службу в военных условиях 15 октября 1871 года о.Максим, по представлению начальника Урупской кордонной линии полковника Семенкина и с соизволения епархиального начальства, получает бронзовый вызолоченный крест, установленный за службу на Кавказе в 1854 – 1864 годах.

Старательного и ответственного священника замечает как главный священник Кавказской армии, так и епархиальное начальство: о.Максим Сапежко «за отлично-усердную и полезную службу» в течение многих лет был награждён Священным Синодом набедренником (1862), удостоен благословения (1864), «высочайше» награждён бархатною фиолетового цвета скуфьёю (1866), такого же цвета камилавкою (1871), наперсным крестом (1880), орденом Св. Владимира IV степени (1903), «высочайше награждён палицею» (1910), орденом Св. Владимира III степени (6 мая 1914 г.).

Отрадненский пастырь пользовался заслуженным авторитетом и глубоким уважением священнослужителей ближних и дальних станичных приходов. С 18 августа 1860 г. отец Максим был назначен исправлять должность благочинного церквей и духовенства 5-й бригады ККВ, а 15 мая 1864 г. был утвержден в должности благочинного. С 30 января 1873 г. о.Максим Сапежко был утвержден в должности благочинного Х благочиннинского округа Преосвященным Германом; по истечении положенного срока исполнения обязанностей, он был оставлен по просьбе духовенства на новый пятилетний срок, и лишь уступая личной просьбе о.Максима, который по немощи не мог уже нести на себе обязанности по окормлению большого округа, Преосвященный Агафодор уволил его от должности «с объявлением благодарности» за долголетнюю и беспорочную службу. 2 февраля 1874 г. священник Максим Сапежко был «высочайше сопричислен к ордену Святой Анны III степени за двенадцатилетнюю безпорочную благочинническую службу». Преосвященный Агафодор возвёл его в сан протоиерея в 1897 г.

С 26 августа 1859 г. по 1888 г. отец Максим непрерывно исполнял должность законоучителя в министерских школах, а с 1889 по 1895 год преподавал только в одном женском училище; в 1895 г. он принял эту должность в одноклассной церковно-приходской школе, однако по состоянию здоровья в 1897 г. о. Максим ушёл из женской школы, оставив за собой должность законоучителя в мужских и женских классах церковно-приходской школы. Затем он был вынужден вновь сократить учебную нагрузку, оставив за собой преподавание (с 1896 г.) только в женской церковно-приходской школе, в которой контингент учащихся не превышал 30 человек. 24 апреля 1889 г. по представлению Директора народных училищ Кубанской области «за отлично-усердное и безвозмездное преподавание Закона Божия в народной школе» отец Максим бы «высочайше награждён» орденом Святой Анны II степени. Вероятно, свою деятельность на школьном поприще он не оставил, о чём говорит награждение о.Максима Библией «за ревностное наставление детей школьных в вере и благочестии» от имени Священного Синода (1904). Даже начало Первой мировой войны не изменило жизненных правил протоиерея Максима Сапежко: несмотря на свои 85 лет, он вошёл в класс учителем Закона Божьего в «первоначальном» казачьем училище 1 октября 1914 года. Как отмечалось в его послужном списке, он всегда «состоял в штатном месте».

К моменту составления клировой ведомости о. Максим бы уже давно вдов. Его супруга Лидия Ивановна (р. 1836 г.) родила ему сына Ивана, первенца, 2 сентября 1855 г. Иван в свои 59 лет ещё служил в Царском Селе. Второй сын, Пётр, родился 13 июня 1865 г., тоже служил, и с семьей жил в Кагезмане Карской области. К сыну Петру отец Максим ездил дважды: первый раз – в 1893 г., в Батум, а затем, второй раз – в 1911 г., когда сына перевели по службе в Кагезман. Последней в семье священника родилась дочь Татьяна (9 января 1868 г.), оставшаяся девицей и находившаяся при отце. Мать отрадненского священника Евдокия Фоминична была уже вдовой в 1859 г. О ней известно, что она родилась в 1811 г., накануне нашествия Наполеона на Россию, и её семья должна была испытать все тяготы Отечественной войны 1812 г., прокатившейся через белорусские земли. Родной дядя о. Максима Сапежко был приходским просфорником.

Об отношениях казаков-отрадненцев и настоятеля Рождество-Богородицкой церкви красноречиво говорит прошение станичников, которые во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. решили почтить о.Максима по случаю его бессменного двадцатилетнего служения иконой с образом св. Максима Исповедника и обратились за благословением к епископу. Приводим этот любопытный документ полностью.




Его Преосвященству Преосвященному Герману, Епископу Кавказскому и Екатеринодарскому и Кавалеру

Общества жителей ст. Отрадной



ПОКОРНЕЙШЕЕ ПРОШЕНИЕ


С мая месяца 1857 года получила начало существования наша станица. 29 август 1858 года прибыл в станицу нашу назначенный Главным священником Кавказской армии, первый приходской священник наш, отец Максим Иоаннов Сапежко, священнодействующий у нас, по милости Божией, и подчас (по настоящее время). Прожив с ним около 20 лет, мы, духовные его дети, как в домашней жизни его, так и в служебной (в храме Божием при Богослужении и в делах наших при исполнении христианских треб) – всегда видели и видим в нем пастыря деятельного, исполнительного, рачительного о благолепии храма Божия и обходительного с каждым; видим неутомимую его ревность о спасении душ наших чрез постоянное проповедание слова Божия в храме, и разъяснении его в домах, при каждом удобном к тому случае; видим к величайшему душевному утешению, искреннюю его готовность подать каждому из нас благой совет в нужде нашей, в особенности всегда услаждаемся чистосердечною благоговейною его службою в храме Божием, совершаемою им неопустительно каждый Воскресный и Праздничный день, в узаконенное время.

В настоящую пору, когда у каждого из нас служит на поле брани за Веру Святую, Царя и Отечество и проливает кровь свою – сын, брат или ближний какой другой, либо родственник, и когда каждый из них и из нас, всего более, желает и нуждается в молитве к Отцу Небесному о сохранении жизни их и о даровании им сил победить врага Христианства, посягающего на спокойствие дорогого нашего Отечества, мы не в состоянии достойно оценить неподдельные и безкорыстные труды нашего духовного наставника и совершителя Тайн Христовых, обнаруженные им в самой задушевной молитве о благоденствии детей и сродников наших и всех вообще христолюбивых воинов, подвизающихся за Веру, Царя и Отечество, – а также и о блаженном упокоении тех, которые, исполняя этот святой долг, уже обагрили кровью своею поле брани и положили там свою жизнь с верою и упованием.

Чтобы фактически выразить нашу полную признательность своему приходскому пастырю, отцу М. Сапежко, и тем хоть несколько воздать заслуженное им, – мы поставляем себе долгом святым, во-первых, все вышеизложенное повергнуть на Архипастырское благоусмотрение Вашего Преосвященства; во-вторых, дарим ему в вечное потомственное владение всю усадьбу, на которой он в настоящее время жительствует, и которая отведена ему по распоряжению начальства, в количестве двух казачьих поместьев или одного обер-офицерского; в-третьих, благопокорнейше просим у Вас милостивейшего разрешения и благословения заказать на собственные наши средства, икону Исповедника Максима (празднуется 13 августа) с изображением над ним Покрова Царицы Небесной и поднести ее духовному нашему отцу в день его Ангела, 13 августа 1878 года, как залог непритворной нашей к нем у сыновней любви, и во знак постоянной нашей молитвы к Исповеднику Максиму об укреплении сил нашего пастыря и благопопечении его на пути к истине и добру.

Как чада Православные Кафолической Христовой церкви мы уповаем, что Небесная Царица и заступница рода Христианского, по молитвам и предстательству упомянутого Святого, – покроет нашего духовного отца и нас всех от всякого зла честным своим омофором и уверены, что пастырь наш (отец Максим) чрез Святой от нас ему дар, еще теснее соединится с нами союзом любви, заповеданной всем нам Святейшим Искупителем нашим, и усугубит ходатайственный пред Богом труд свой о спасении душ наших, просвещая нас словом истины.

Льстим себя надеждой, что Ваше Преосвященство, как Архипастырь наш и отец, осчастливите нас и любимого нами пастыря нашего, своим Святительским соизволением на осуществление задуманного нами и представляемого на благоусмотрение Ваше дела, относящегося к чести и награде Духовного отца нашего, который составляет и нашу честь еще и потому, что проходит бессменно.

К сему прошению подписуемся:
Войсковой старшина Саньков
Сотник Василий Куксов
Отставной сотник Беседин
Урядники и казаки грамотные: Иван Мальцев, Егор Белоусов, Никифор Крыгин,
Андрей Посевин, Петр Бородин, приказный Григорий Мальцев [несколько
фамилий расшифровать не удалось. – С.Н.]

Кроме подписавшихся в сем прошении числа грамотных лиц, значится в состоящем в 20 день сего июля лица на тот предмет общественного приговора неграмотных 81 человек, каковой приговор хранится при станичном правлении.

Что действительно настоящее прошение составлено обществом станицы Отрадной, в том Отрадное станичное Правление подписями и приложением станичной печати свидетельствует 23 июля 1878 года.

Станичный атаман, есаул Кляров
Писарь Винокуров

Преосвященный епископ Герман (Осецкий) на документ наложил следующую резолюцию: «Августа 13 число уже миновало. Но если и теперь еще нужно мое благословение на поднесение иконы о. Максиму Сапежко, я с радостью дам таковое. В высокой степени отрадно мне бывает встречаться со всякими факта¬ми, свидетельствующими о чувствах уважения, которые умеет внушить к себе пастырь в своих пасомых».



Источник: Вопросы истории Поурупья. Вып. I. Материалы научной конференции, посвящённой 50-летию открытия и изучения Ильичёвского городища как памятника средневековой археологии и церковной архитектуры / отв. ред. С.Н. Малахов; сост. С.Г. Немченко. Армавир, ст. Отрадная, 2012. – 234 с., илл.