Этнические меньшинства Грузинской ССР в принудительных переселениях 1940 – 1950-х годов: греки, лазы, сваны, рачинцы, южные осетины

Самой доступной для органов власти Союза ССР оказалась мера принудительного переселения народов, выразившегося в численном отношении в 3,5 млн человек, в хронологических рамках 1935 г. – начала 1950-х годов. Отправить в принудительной форме ту или иную этническую общность в столь отдаленные места, подальше от глаз, было гораздо проще, нежели вести в ее среде просветительскую работу, опирающуюся на выработанные идеологические установки. В проведении подобных мер всесторонне использовался накопленный международный опыт (Германия, США, Испания и др.).

Астраханские татары – «ногаи»: к проблеме происхождения этнонима, особенностей этногенеза и традиционной культуры

Этногенез астраханских татар связан с государствами средневековья – Золотой Ордой, Астраханским ханством и Ногайской Ордой. Судьба же самого этнонима «татары» в нижневолжском регионе интересна своей противоречивостью.

Переселение украинцев на территорию Кавказского линейного казачьего войска (конец XVIII — первая половина XIX в.): проблемы периодизации

В конце XVIII в. правительство Российской империи санкционировало процесс массового заселения Северного Кавказа и создание в его северо-восточной части оборонительной Кавказской линии, где задолго до этого уже размещались Гребенское, Терское Семейное и Терское Кизлярское казачьи войска. В этом регионе численность населения длительное время оставалась незначительной.

Чехи и русины на Северном Кавказе: переселенческие планы и их реализация

Во второй половине 1860-х годов, после окончания длительной Кавказской войны из иностранных подданных на Черноморском побережье появились болгары, греки и армяне из Османской империи, а также чехи – из империи Австрийской. Планы чешской колонизации Черноморского побережья Кавказа, во многом воплощённые в жизнь, а во многом оставшиеся лишь на бумаге, получили своё продолжение в планах по переселению в этот регион галицких русинов, которые так никогда и не были реализованы. Сравнению этих двух переселенческих движений на Северный Кавказ – реального чешского и планировавшегося русинского – посвящена эта статья.

Возникновение немецких колоний на Северо-Западном Кавказе во второй половине XIX в.

Многонациональный характер населения – одна из важнейших особенностей Северо-Западного Кавказа. Здесь компактно проживают представители более 50 этнических общностей, которые имеют давние исторические связи между собой и с остальной Россией, сохраняя свои отличительные черты. Современный этнический состав региона стал складываться со второй половины XVIII в. Особенно интенсивный миграционный поток на кубанские земли пришелся на вторую половину XIX в.

Русины – подданные Австро-Венгрии в Кубанской области и Черноморской губернии во время Первой мировой войны

Российская империя на переломе XIX–ХХ вв. являлась одним из центров мировой иммиграции. Внутри России одним из наиболее притягательных для переселенцев мест был Северный Кавказ, особенно его Черноморское побережье, для которого в тот период были характерны интенсивный экономический рост, наличие свободных земель и природных богатств. Эти факторы, наряду с политикой российского правительства, ориентированной на привлечение в регион переселенцев, благоприятным по сравнению с другими российскими регионами климатом, близостью к портам и границам, обусловили большой приток в регион иммигрантов.

Поляки Кубанской области и Черноморской губернии в документах жандармского ведомства начала ХХ в.

Согласно Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., польский как родной язык указали 2719 человек в Кубанской области и 731 человек в Черноморской губернии. Грандиозные события начала ХХ в. – революция 1905–1907 гг., русско-японская и Первая мировая войны давали немало поводов кубанским жандармам для установления секретного надзора и собирания сведений о политической благонадёжности поляков. Документы жандармского ведомства зафиксировали то, чего не всегда могли отметить гражданская статистика, этнография и социология того времени – особенности ценностных ориентиров и менталитета поляков, защитные реакции и отношение к официальной политике Российской империи.

Казаки и мухаджиры: исторические аналогии

Положение и судьбу казаков можно сравнить с кавказцами-мухаджирами, в большом количестве выехавшими в Турцию после окончания Кавказской войны. Горцы рассматривались в качестве резерва полицейских и армейских подразделений. Султан намеревался использовать единоверцев-горцев точно так же, как московские цари и петербургские императоры использовали своих единоверцев-казаков. Их стали расселять в Европе в стратегических пунктах, вдоль дорог, целыми линиями поселений, наподобие учрежденных царской властью линейных станиц на Кавказе и за Уралом. Горские поселения стали барьером от населенных христианами областей турецкой Империи (на территории современных Албании, Югославии, Румынии, Болгарии, Греции, на островах Кипр, Крит, Родос и в других местах). На Балканах к 1876 г. проживало свыше 150 тыс. кавказцев, основная масса которых была расселена в Болгарии – около 120 тыс.

О военнопленных поляках на Северном Кавказе в 1812 г.

Анализ источников по Отечественной войне 1812 г. позволяет предположить, что значительное количество поляков, воевавших на стороне Наполеона, было взято в плен русской армией. Только отрядом графа Ламберта в сражении под Минском 4 ноября 1812 г. (по ст. стилю) после разгрома пятитысячного польского отряда Козецкого было взято в плен 4 тысячи польских воинов. Основная часть польских военнопленных была выслана арестантскими командами в восточные губернии России и, частично, на Северный Кавказ.

Судьбы линейных казачек в плену у горцев

Линейные казачки достаточно часто становились объектом горских набегов, невольно включаясь в традиционную кавказскую систему торговли женщинами. Впрочем, известны случаи, когда нечистые на руку российские военные сами продавали горцам русских женщин, используя систему пленопродавства в своих финансовых интересах.

К вопросу развития образования у мусульман Северного Кавказа в ХIХ – начале ХХ в.

Рост числа светских школ среди горского населения сыграл значительную роль в укреплении дружбы между русским и мусульманскими народами, проживающими на Кубани, привел к сближению самих горских народов друг с другом. Школы для детей мусульман были  мудрым политическим расчетом российской администрации. Распространение светского образования способствовало органичному вхождению мусульманских народов в общекультурное поле России, благотворно сказывалось на ситуации в регионе.

Петр (Борок) Асланов – наиб Бжедуховского округа: Формирование новых элит на Северо-Западном Кавказе во второй половине XIX в.

Вклад черкесских армян в развитие региона во второй половине XIX в. обычно оценивался в экономической сфере: фамилии Богарсуковых, Тарасовых, Черачевых и других прославились в качестве промышленников и купцов, но отдельные исключительные личности заняли посты в политической и военной иерархиях на Кавказе. 

Влияние иностранных колонистов и западных миссий на религиозную жизнь народов Кавказа

Северный Кавказ, будучи одним из стратегически важных и крупных полиэтнических и поликонфессиональных регионов, накопил огромный исторический опыт межэтнических контактов, межнационального общения и толерантности. С незапамятных времен здесь перемешались многие этносы и народы. Заметное влияние на ее хозяйственную, этническую структуру и культурную (религиозную) жизнь оказало переселенческое, колонистское движение и появление западных миссионерских обществ в Кавказском регионе.

Расселение адыгских, абазинских и абхазских племен в конце XVII – начале XIX в.

По вопросу расселения адыгских  и родственных им абазино-абхазских племен существует немало литературных источников, с помощью которых можно обозначить общую территорию, занимаемую данными субэтносами в конце XVIII –XIX в. А вот более достоверно определить ареал расселения каждой из этнических групп представляется более сложным, «ибо горцы, не зная обыкновения назначать границы племен, легко допускают изменения в сем случае». Тем не менее, используя литературные источники, можно проследить общую территорию, занимаемую адыгскими и родственными им абазинскими и абхазскими субэтносами.

Этапы усвоения ислама традиционной культурой адыгов (ХVI – XVIII вв.)

Процесс утверждения ислама среди адыгов был связан с усилиями Османской империи. Эта держава очень долго, с конца XV до XIX столетия стремилась подчинить себе адыгов, или хотя бы ввести их в орбиту своего влияния, но не преуспела в этом. Очевидно, осознав неэффективность своей прежней политики, османы решили ввести в арсенал своих политических методов и распространение ислама среди адыгов.

Болгары Темрюкского района (по материалам Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 2004 г.)

В самобытном многоцветье славянского мира Кубани наименее изученными остаются история и культура болгар. Архивные документы о болгарах Кубани отрывочны, дают лишь фрагменты свидетельств об обстоятельствах и местах расселения, традиционных занятиях и общественной активности.

"По закубанскому обычаю почитаются из дворян": текстуальность и социальная организация

В докладе на источниковой базе документов Государственного Архива Краснодарского края рассматривается социальное положение черкесских армян и греков в адыгском обществе в период их переселения на территорию Российской империи.

Страницы: 1 2 След.