В совещании приняли участие: главный специалист управления образования Крымского района Ольга Скворцова, атаман Абинского РКО Сергей Бондаренко, заместитель атамана Крымского РКО Владимир Позовный, педагоги дополнительного образования, атаманы первичных казачьих обществ Крымского РКО, наставники. Тема, которой решили уделить большое внимание, касалась воспитания и обучения детей на основе культурных традиций кубанского казачества. Совершенствование данного образовательного сегмента требует более тщательной подготовки, обмена и мнениями, и опытом работы. Поэтому было принято решение проводить подобные совещания регулярно. Тогда они смогут пойти на пользу педагогам и казакам-наставникам. Чтобы им было легче браться за любимое дело, в помощь были розданы методические рекомендации.

Владимир Позовный, в частности, подчеркнул, что в Крымском районе система казачьего воспитания начинается с детского сада, после чего траектория их казачьего образования выстраивается в рамках среднего и высшего образования.

Делясь опытом работы с наставниками и казачьими классами, атаман Абинского РКО Сергей Бондаренко напомнил, что первые казачьи классы в районе были созданы в 2003 году. В 2007-м их было всего 60, но видя, как с какой отдачей казаки занимаются с детворой, родители охотней стали отдавать своих детей в казачьи классы и их количество начало расти. Для дополнительных занятий казачат в доме детского творчества был создан отдел «Казачества и народных традиций».

На сегодняшний день в Абинском районе - 225 казачьих классов, в которых обучается порядка 5000 мальчишек и девчонок. Налажено тесное взаимодействие между администрацией района, управлением образования, казачьими обществами, священнослужителями.

- Система казачьего образования выстроена таким образом, что малышей из детских садов целенаправленно ведут в казачьи классы, - сообщил Сергей Иосифович. - С детворой занимаются не только наставники, но и атаманы первичных обществ.

Сергей Бондаренко заострил также внимание на внешнем виде учащихся казачьих классов:

- Скажем прямо, не всегда хватает финансирования, но мы стараемся, чтобы наши дети обязательно носили форму…

Для решения этой проблемы, по словам атамана Абинского РКО, привлекается спонсорская помощь местных предпринимателей, которая идет на приобретение казачьей формы для казачат из малообеспеченных семей, пошив концертных костюмов школьным и детсадовским творческим коллективам.

О задачах обучения и воспитания в группах и классах казачьей направленности рассказала главный специалист управления образования Ольга Скворцова. По ее словам, динамика роста казачьего образования в Крымском районе определили три последних года:

- В 2015-16 годах в 19 общеобразовательных учреждениях обучалось 919 казачат, а уже в 2019 – в 81 казачьем классе и группах казачьей направленности обучается более 1,5 тысяч учеников. Вся воспитательная работа ведется в неурочное время. Казачата занимается дополнительным образованием в кружках, клубах, с радостью принимают участие в мероприятиях Союза казачьей молодежи Кубани.

Но главные задачи управление образования видит не только в увеличении количества казачьих классов и групп, но и в повышении качества знаний и в обеспечении преемственности поколений.

- Два года назад школа № 66 в хуторе Евсеевском получила статус «Казачье образовательное учреждение», что сегодня уже дает свои плоды, - обратила внимание Ольга Скворцова. - Мы и дальше будем вести эту работу, чтобы в исторических казачьих станицах открывались казачьи школы.

Опытом работы в классах и группах казачьей направленности поделилась педагог дополнительного образования школы хутора Евсеевский Зинаида Кусова. Она рассказала о том, как на уроках литературы учащиеся знакомятся с произведениями о героических подвигах казаков, с казачьими байками, сказками, а в качестве текстов для изложений используются научно-популярные статьи по истории и культуре казачества. На уроках русского языка и литературы используются внеаудиторные формы учебной деятельности: сюжетно-ролевые, театрализованные игры, построенные на фольклорном казачьем материале, учебные проекты по казачьему фольклору. Они способствуют формированию уважительного отношения к семье, казачеству, своей малой Родине.

При изучении учебного материала по геометрии, по словам Зинаиды Кусовой, в учебную программу включены практические задания военно-прикладной тематики (измерение периметра площади строевого плаца, шеврона, ориентация и расчет в строю, задачи военно-тактического и военно-прикладного содержания). На уроках алгебры в качестве материала включены практико-ориентировочные задачи, подсчет военной техники, составление меню для казачьего боевого похода.

Химию и биологию казачата изучают в рамках учебных проектов: «Получение негашеной извести для побелки казачьих хат», «Реакция окисления, окисление медных частей казачьего оружия кислородом», «Металлические и неметаллические свойства элементов, из которых изготовлены вещи, используемые в обиходе казака (упряжь, амуниция, утварь)», «Расчеты нахождения массовой и объемной доли компонентов смеси (раствора) для засолки овощей и варки традиционным казачьим способом». Таким образом, региональный компонент присутствует во всех направлениях учебной и внеурочной деятельности.

Педагог из школы № 20 Ольга Маринина с помощью яркой и содержательной презентации - поделилась опытом пятилетней работы классным руководителем казачьего класса.

По завершении мероприятия лучшие педагоги, работающие в классах казачьей направленности, были награждены грамотой управления образования и денежной премией от Крымского РКО.

Елена Шебалина.