Народное образование и просвещение на Кубани в ХIХ – начале ХХ вв.

На рубеже XIX – XX столетий кубанские казаки по уровню грамотности занимали одно из первых мест в России. Справедливости ради отметим, что воспитание в казачьей организации не было лишено промахов и издержек, вместе с тем обеспечивало культурно-историческую преемственность, передачу подрастающему поколению сложившейся системы ценностей, взглядов на мир, человека, природу.

Из истории создания Кубанского государственного университета

Важную роль в развитии впервые созданного на Кубани в сентябре 1920 г. и воссозданного в феврале 1970 года Кубанского государственного университета сыграл Кубанский институт народного образования (ИНО), чья непродолжительная история ещё ждет своего исследователя. Ещё в июле 1919 г. Совет Кубанского краевого правительства поручил ведомству народного просвещения приступить к организации в Кубанском крае педагогического факультета. Казачье правительство запросило городскую управу, в какой мере она может принять участие в оборудовании и содержании этого института (Вольная Кубань,1919 г., 25 июня,18 июля).

Владикавказский кадетский корпус: страницы истории

Владикавказский кадетский корпус был открыт 26 сентября 1901 г. [1]. Этому событию предшествовала дискуссия о месте размещения учебного заведения. Был высказан ряд соображений: предлагали Екатеринодар, Кисловодск, Пятигорск. Однако по настоянию полковника Миткевича местом строительства был выбран столичный город Владикавказ, так как «все пути, связывающие Закавказье с Северным Кавказом проходят через Владикавказ или вблизи него, что указывает географическое преимущество с другими городами». Вообще, военное образование в среде терского казачества и горских народов ценилось, высок был дух воинства и доблести.

Из истории системы образования у православных народов Кубани в дореформенный период

Значительный шаг вперёд в сфере образования сделал Александр I, считавший просвещение одной из основных задач государства. По указу императора в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, определены его функции и основные задачи. С 1801 по 1804 гг. число высших учебных заведений в России увеличилось с одного до шести.

Атаман С.К. Яценко и основание Бесскорбненской учительской семинарии

Во время атаманского правления Степана Кузьмича Яценко в ст. Бесскорбной, в 1912 г., начинается строительство Учительской семинарии. Как вспоминают местные старожилы, у станичного правления, благодаря экономному ведению хозяйства, скопилась внушительная сумма, в несколько десятков тысяч рублей. Правление справедливо рассудило потратить эти деньги на какое-нибудь общеполезное учреждение, а старики были за постройку новой кирпичной церкви. Степану Кузмичу пришлось даже прибегнуть к непопулярным мерам: чтобы отстоять идею строительства семинарии пришлось прибегнуть к аресту ретивых противников просвещения, в том числе и своего отца. Также надо было доказать необходимость строительства семинарии перед руководством Лабинского отдела и Войска. В результате, на общем сходе станичников казаки большинством голосов всё же постановили ассигновать имеющуюся сумму на открытие в Бесскорбной учительской семинарии.

Кубанское общество взаимопомощи учителей и фонд «Дети для детей» в 1915–1917 гг.

В начале Первой мировой войны общество взаимопомощи учителей Кубанской области и Черноморской губернии развернуло широкую благотворительную деятельность.  С целью сбора пожертвований на нужды детей, пострадавших от войны, и улучшения воспитательной работы в учебных заведениях по инициативе 7-го Екатеринодарского мужского училища в ноябре 1914 г. правление общества разработало программу благотворительного фонда «Дети для детей».

Народное просвещение России и общественно-культурная жизнь Кубани во второй половине ХVIII–ХIХ вв.

Рост числа учебных заведений на Кубани начался в 1863 г., когда наказной атаман казачьего войска Ф.Н. Сумароков-Эльстон подписал циркуляр, в котором приглашал духовенство, станичных и окружных начальников, бригадных и полковых командиров принять участие в открытии школ в станицах. За четыре года открыто сто школ. Они находились в подчинении казачьего начальства. И только в 1871 г. были переданы в ведение Министерства народного образования.

К вопросу о казачьем аспекте образования на Кубани во второй половине XIX – начале ХХ вв.

Лишь условия необходимости интенсификации сельскохозяйственного и ремесленного производства привели к потребности в профессиональных знаниях в казачьей среде. В системе народного образования Кубани дополнительные, или, как их тогда называли, «необязательные», предметы всегда стояли отдельно от основной массы общеобразовательных. Училищным начальством они рекомендовались, но в отличие от Закона Божьего, русского языка, арифметики, чистописания вводить их в программу не требовалось.  Как правило, в основной массе низших, начальных и средних учебных заведений «необязательными» предметами являлись гимнастика, музыка и, говоря современным языком, «трудовые» предметы – столярное, слесарное, кузнечное, кожевенное ремёсла, садоводство, огородничество, пчеловодство, а также домашнее хозяйство и рукоделие, если речь шла о женских училищах.

К вопросу о начале школьного образования в линейных полках Кубани

Главными факторами, влиявшими на налаживание процесса обучения, на наш взгляд, выступали: наличие квалифицированного специалиста и желание самого станичного общества оплачивать его труд. Об этом свидетельствует и первый опыт такого рода предпринятый в старейшем на Кубани Хопёрском полку ещё в период его нахождения на Азово-Моздокской линии.

Казачьи педагогические традиции формирования нравственности

Сокровищницей национального педагогического опыта можно считать казачьи педагогические традиции, которые дошли до нас и в творческом наследии Фёдора Андреевича Щербины. Незамысловатые поучительные рассказы из жизни казаков, переданные с фольклорными тонкостями, полны мудрого опыта народной педагогики.

Религиозное образование у гребенских казаков-старообрядцев в XVIII-начале ХХ вв.

Стихийно складывавшаяся система образования способствовала сохранению старообрядчества, а вместе с ним иных особенностей культуры гребенских казаков. И его столь долгая история была бы невозможна без религиозной литературы, которая поступала на Терек разными путями. Старообрядцы Терека и в начале ХХ в. продолжали считать себя хранителями древнерусских обычаев и порядков, верными сынами древнехристианской церкви. Для них понятия «старовер» (истинно православный) и «гребенец» являлись равнозначными.

История образования школы в станице Дагестанской (1864 – 1917 гг.)

7 ноября 1863 г. состоялся станичный сход. К собравшимся обратился станичный атаман: «Господа, мы собрались здесь по очень важному делу. Получен Приказ № 1370 от командира 26-го казачьего полка полковника Пистолькорса. Он серьёзно поставил вопрос об открытии во вновь образованных станицах школ. В Приказе говорится: «Плох тот казак, который не надеется стать атаманом. Но для того, чтобы им стать, надо знать грамоту, а для того, чтобы учиться, надо завести станичные школы».

Музыкальное и художественное профессиональное образование досоветской Кубани

Во все времена уровень развития общества определялся уровнем его культуры. Поэтому вопросы эстетического воспитания всегда привлекали историков, педагогов, искусствоведов. Исходя из этой проблемы, весьма актуальной становится история музыкального и художественного образования досоветской Кубани. Актуальность темы определяется необходимостью историко-педагогического изучения указанной отрасли образования в общем русле профессионального, осмысление его в связи с экономическим и культурным состоянием региона. Кроме того, кубанское музыкальное и художественное образование является составляющим звеном истории просвещения Кубани, и в качестве самостоятельной темы не рассматривалась.

Техническое образование досоветской Кубани: исторический аспект

Актуальность избранной для исследования темы определяется прежде всего необходимостью научно-исторического изучения технического образования в общем русле профессионального образования Кубани, а так же тем, что данная проблема в качестве самостоятельной в литературе не рассматривалась.

Военный аспект в системе народного образования казачества

Важной частью подготовки казаков к будущей военной службе была общефизическая  и военная подготовка, опиравшаяся на военные традиции и обычаи кубанского казачества, в основе которых лежали корни русской и украинской культур. После создания Кубанского казачьего войска военная подготовка казаков стала одним из важнейших звеньев в образовании и обучении казачества. Военно-физическое воспитание казаков проводилось в разных социальных институтах: семье, станичной казачьей общине, а затем, в период прохождения военной службы – в Кубанском казачьем войске.
Воспитание казака-воина начиналось с момента его рождения, когда отец надевал малышу саблю, сажал на коня и подстригал в кружок. Уже до поступления в школу каждый мальчик-казачонок был хорошим наездником. Далее процесс обучения и воспитания казака-воина продолжался в школе.

Народное образование в Баталпашинском отделе ККВ: история и современность

Первые полковые школы и училища, в которых казачата обучались грамоте и письму, а также получали религиозное и нравственное воспитание, появились на Старой Линии в 1832 году.
После применения к Кавказскому Линейному войску положения 1845 года, кавказские казаки были распределены по месту жительства на бригады. На обеих Линиях, Старой и Новой, появились бригадные школы. Грамота и письмо в них стояли на первом месте, а грамотные казачата доучивались письму в канцелярии. Каждый полк или бригада вели школьное дело обособленно.

Владикавказская железная дорога в системе профессионального образования досоветской Кубани

Владикавказская железная дорога сыграла определённую положительную роль в становлении и развитии профессионального образования досоветской Кубани. Имея финансовую поддержку, народные училища, находящиеся под опекой железной дороги, выходили за рамки установленных учебных программ – и даже вели подготовку телеграфистов.

Казачье образование в эмиграции

К исходу 1920 года несколько десятков тысяч казаков Юга России оказались в эмиграции. Надо было выживать в новых условиях. Здесь особенно проявилось казачье товарищество, казачий характер, умение быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. Казаки, переселившиеся на чужбину, быстро организовались в традиционные станицы, хутора, решали вопросы своего трудоустройства, занимались профессиональной переподготовкой, вели большую культурно-просветительскую деятельность.

Деятельность кубанского казачества в сфере образования ( конец XIX– начало ХХ вв.)

Особым вниманием со стороны руководства Кубанского казачьего войска и Майкопского отдела было окружено Майкопское низшее механико-техническое училище императора Александра III, открытое в 1899 г. на совместные средства казны и казачьего войска по причине «острой нужды отечества в технических силах и здоровых физически защитниках Родины».

Страницы: 1 2 След.