Древнюю традицию возродили после векового перерыва

Впервые за многие десятилетия, последовавшие за Гражданской войной в России, в Пятигорске провели обряд посажения казачат на коня. На праздник, который посвятили семидесятилетию Великой Победы, приехали казаки из казачьих обществ, действующих на территории Пятигорской епархии: региона Кавказских Минеральных Вод, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Животноводческий обрядовый комплекс в традиционной культуре восточнославянского населения Кубани: опыт субрегионального исследования

В данной статье мы попытаемся осуществить это на примере животноводческой обрядности, а именно ее наиболее развитых структур, таких как ритуал купли / продажи скота, обряды, связанные с отелом, и обряд первого выгона крупного рогатого скота в стадо. Применительно к каждой из названных составляющих животноводческой обрядности будет проведен анализ на предмет выявления общекубанских характеристик и особенностей, присущих субрегиональным зонам.

Традиционный женский головной убор в семейной обрядности казачеств Юга России

В современной историко-этнографической и культурологической литературе женский костюм казачеств России, функциональное назначение которого многогранно, исследован недостаточно полно. Между тем роль костюма в обрядах жизненного цикла в конце XIX – начале XX вв. очень велика.

Традиционная пища в современной свадебной обрядности казачества КБР

Традиционная свадьба терского казачества – это очень сложный обрядовый комплекс, в состав которого входило множество разнообразных обрядов, и обрядовой пище принадлежало важное место. Современная свадебная обрядность в казачьих станицах значительно упростилась и сократилась по сравнению со старинной. Однако некоторые традиционные обряды сохранились, и пища по-прежнему играет в них важную роль. Разумеется, в настоящее время свадебная пища – это современный праздничный стол с большим количеством салатов, всевозможных закусок, горячих блюд из мяса и птицы, с тортами, конфетами и другими сладостями, с овощами и фруктами.

Проводы казака на службу в кубанской традиции

Военная служба казака всегда рассматривалась как  основа его жизненного уклада. Наличие в казачьей традиции двух «миров» военного и гражданского, взаимосвязанных и вместе с тем достаточно самостоятельных, и предопределило бытование ряда обрядов касающихся перехода казака из одного в другой. В первую очередь это проводы казака на службу.
Обряд перехода - проводы казака на службу, близок к русским рекрутским обрядам, однако в казачьей культуре он имеет ряд существенных отличий (в первую очередь - многократная повторяемость обряда в течение жизни казака), на которые указывала М.А.Рыблова при исследовании данной темы у верхнедонских казаков. Эти же отличии характерны и для  кубанской казачьей традиции.

Некоторые аспекты доместикации пространства в контексте обрядов казачьего населения Кубани

Развитие любого общества, культуры немыслимо вне категорий пространства и времени. Они универсальны для человеческого сознания и присущи любой картине мира. Само по себе понятие пространства неоднозначно. Есть пространство физическое, есть социальное, существуют и различные научные концепции существования пространства и времени (например, ньютоновская теория Вселенной, или теории, разрабатывающиеся квантовой физикой). В рамках нашей темы тоже существует своя специфика рассмотрения пространства.В традиционной культуре оно соотносится с архаической моделью мира, и характеризуется, как «одухотворенное и качественно неоднородное».

Служба — доля казака

В третьей школе станицы Кардоникской провожали казака в армию. Понарошку, конечно, но зато в точности, как это делали наши предки.
Этот ритуал — один из важнейших этапов в жизни любого казака. Это связано с тем, что в казачьей воинской ментальности переход юноши в новый социально- возрастной класс заключал в себе внешние и внутренние проявления физической и социальной готовности казака к выполнению обязанностей взрослого члена военной общины. Понять, как проходили проводы казаков, ребятам помогла разыгранная ими же сценка.

Похоронно-поминальные обряды на Кубани

Статья состоит из двух частей, посвященных соответственно похоронной и поминальной обрядности. В первой части собран материал непосредственно по похоронной обрядности на Кубани. Во второй части выделена поминальная обрядность по покойнику, общие родительские субботы и воинские поминовения, являющиеся как уже говорилось объединяющим, специфическим фактором Кубанского (воинского) края.


Страницы: 1