Сегодня, когда прошла эйфория первых казачьих съездов и праздников, можно спокойно и взвешенно взглянуть на результаты более чем десятилетнего развития возрождения казачества. Оказалось, что сформировать то или иное казачье войско оказалось намного проще, чем осуществить подлинный духовный ренессанс. Народ нельзя создать по желанию, подобно семье или партии. Он так же, как и субэтносы, возникает в ходе естественно-исторического развития. Основу своеобразия кубанского казачества составляет не столько наличие тех или иных организационных структур, сколько культура, обладающая этнической спецификой. Поэтому культурная, духовно-нравственная деятельность является одним из важнейших направлений в деятельности Кубанского казачьего войска (ККВ) за последнее десятилетие.

Согласно Уставу Кубанского войскового казачьего общества, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. М448, Войско создавалось в целях «возрождения и сохранения исторических, культурных и духовных традиций казачества», развития «в современных условиях традиционного казачьего уклада жизни и форм хозяйствования».

В системе культурных ценностей казачества первое место занимает православие. Ни один христианский праздник не обходится без участия казаков. Они обеспечивают общественный порядок в храмах, участвуют в молебнах, панихидах. Цикл годовых праздников - Рождество Христово, Святое Богоявление, Вселенская Родительская Суббота, Пасха и др. определяет жизненный уклад кубанских казаков, их поведение и цель жизни. Поэтому одно из основных направлений войска связано с тесным взаимодействием с Екатеринодарской епархией и определяет, в основном, развитие духовно-нравственного воспитания молодежи.

В контексте последнего обозначились два направления. Во-первых, это - сотрудничество с общеобразовательными учреждениями. Во-вторых, проведение различных мероприятий как силами войска, так и в сотрудничестве с органами государственной власти и общественными организациями.

Как первое, так и второе направление имеют в своей основе духовно- нравственное воспитание казачат на традициях и обычаях кубанского казачества.

Работа с общеобразовательными учреждениями носит шефский характер, когда все Войско в целом, либо структурные подразделения к ККВ берут шефство над тем или иным учебным заведением.

В настоящее время таких учебных заведений в крае более ста. Это кадетские казачьи корпуса, школь казачьей направленности (республики) и общеобразовательные учреждения на базе которых открыты казачьи классы. Несмотря на различные варианты организации вышеуказанных учебных заведений, цель одна - достижение наиболее качественного регионального компонента содержания образования, связанного с историей казачества, его культурой, бытом, традиционными промыслами и ремеслами, вoeнноприкладной подготовкой, формированием казачьего менталитета. Реализация регионального казачьего компонента определяется через: введение новых курсов, факультетов; систему воспитательной работы; уклад образовательного учреждения, соответствующей казачьим традициям, нормам, годовому календарю; целостную образовательную среду учебного заведения, способствующую становлению личности кубанского казака, казачки в рамках исторически сложившихся традиций и современных условий; непосредственное сотрудничество с первичными и районными казачьими обществами. Здесь большую роль могут сыграть попечительские советы, куда обязательно включены представители казачества.

В целях выполнения программы «Казачество против наркотиков», принятой Законодательным собранием края 29.05.2002, в пяти общеобразовательных учебных заведениях казачьей направленности силами ККВ организованы учебно-методические классы по профилактике наркомании среди учащихся. Основополагающими принципами воспитания их являются: традиционный семейный уклад кубанцев, героическое прошлое Кубанского казачества и православие.

Что касается второго направления, то это сложившаяся система ежегодных мероприятий, особое место среди которых в жизни Войска занимают дни поминовений, посвященные ратным подвигам и трагическим эпизодам казаков Кубани, со времен атамана З. Чепиги до Великой Отечественной войны. Эго подвиги под Липками, сотни Гречишкина, атака 4-го Гв. Кубанского кавалерийского казачьего корпуса под ст. Кущевской, расстрел казаков у ст. Даховской и другие. Дни поминовений - это не только сложившийся ежегодный ритуал, но и возможность общения старших и младших поколений, система воспитания и преемственности.

В тесном сотрудничестве с представительством ККВ в Москве и педагогическим центром «Каникулы» ежегодно проводится детский фольклорный фестиваль «Казачок» в г. Анапа, шлюпочный поход юных моряков по Азовскому морю - патриотическая акция по местам боевой славы «Наследники победы». Дети из малообеспеченных казачьих семей, детские творческие коллективы направляются на Новогоднюю Елку в Кремлевском Дворце.

Одно из ярких мероприятий самодеятельного творчества - фестиваль казачьей культуры в поселке Тульском Майкопского района Республики Адыгеи. Ежегодно проводится он с 1991 г. в первой половине июня. Основная цель - сохранение, развитие национальной культуры казачеств России, расширение межрегионального и межнационального сотрудничества, возрождение истории и традиций казачества. Фестиваль - мощный импульс возрождения фольклора, обрядов, прикладного искусства, ремесел и промыслов, его участники - представители разных поколений, которым не безразлична судьба казачества.

Культурные контакты между казаками и представителями соседних народов способны решать вопросы взаимной дружбы и сотрудничества. Традиционно в фестивале принимают участие коллективы и исполнители из Республики Адыгея, Краснодарского края, Ставрополья, Ростовской области, Карачаево-Черкессии. В 1999-м году для организации и проведения фестивалей учреждена Кубанская ассоциация «Региональный фестиваль казачьей культуры». Среди учредителей - Кубанское казачье войско и министерство культуры Адыгея.

Региональный фестиваль - не только выступления коллективов в конкурсной программе, но и научно-практические конференции по проблемам, перспективам и пропаганде казачьей культуры, выступления участников с концертами в станицах и Майкопе, выставки и конкурсы прикладного творчества, народных промыслов и ремесел, экспозиции в музеях, ландшафтные экскурсии. На фестиваль в Тульский в прошлом году прибыло много гостей и официальных лиц. Среди них представители администрации края, депутаты Законодательного собрания, премьер-министр и председатель Государственного совета - Хасэ Республики Адыгея, министры культуры Адыгеи и Карачаево-Черкессии, сотрудники Минкультуры РФ, руководители органов местного самоуправления.

С 2004 г. в отделом культуры ККВ созданы и работают на базе районных казачьих обществ детские творческие коллективы и кружки декоративно-прикладного творчества истории и культуры кубанского казачества. На сегодняшний день в Войске успешно работают 26 таких коллективов, основной целью которых является изучение, сохранение,  развитие,  распространение традиционной культуры кубанского казачества, ее внедрение в жизнь коренного населения Кубани.

Взаимодействует Войско и с кафедрой дореволюционной отечественной истории Кубанского госуниверситета, возглавляемой профессором В.Н. Ратушняком. Совместно был проведён ряд научных конференций международного уровня (Тамань, 1992; Анапа, 1993; ст. Полтавская, 1996; ст. Каневская, 1999; г. Геленджик, 2002, Адлер, 2004, 2005, 2006.), посвящённых истории и культуре казачества и вызвавших огромный общественный резонанс. Кроме того, стоит отметить сотрудничество с такими организациями как Государственный архив Краснодарского края, Краснодарский краевой историко-археологический музей-заповедник им. Фелицина, Краснодарский филиал общества «Знание» России, ГНТУ «Кубанский казачий хор» и др.

В плане издательской деятельности можно выделить продукцию, как периодического характера, так и научно-популярного. Уже первые годы возрождения были отмечены переизданием трудов кубанских историков     Ф. А. Щербины, Е. Д. Фелицына, П. П. Короленко, И. Д. Попки. В этом атаман Кубанского казачьего войска В. П. Громов и члены Войскового правительства видели залог приобщения новых поколений казаков к своим корням, яркому и самобытному миру казачьей станицы. Внимание этому направлению уделялось и в дальнейшем. Только в период 2002-2006 гг. год совместно с департаментом по делам казачества администрации Краснодарского края в свет вышли следующие труды: «Очерки традиционной культуры казачеств России», том 1 и 2 под редакцией профессора Н.И.Бондаря, куда включены работы ученых практически всех регионов РФ, уникальная работа Б. Е. Фролова «Оружие кубанских казаков», интересный и содержательный сборник «Освоение Кубани казачеством: Вопросы истории и культуры» под редакцией О. В. Матвеева, где особое внимание здесь уделяется историческому прошлому и духовному наследию Кубанского казачества. А также ряд других труды среди которых: «В вечное сохранение и напоминание славных имен…» авторы О.В. Матвеев и Б.Е. Фролов, сборник адлерской конференции «Российское общество и войны в ХХ в.», книга А.Д. Знаменского «Красные дни» и др. Эти работы оказались необычайно востребованы в среде учителей, учащихся, работников учреждений культуры, казачьими организациями.

Особого внимания заслуживают периодические издания «Литературная Кубань», «Кубань сегодня», «Вольная Кубань», «Стадион», а также телепередача «Кубань казачья» которое освещает на своих страницах и в эфире весь спектр жизнедеятельности Кубанского казачьего войска.

Нами обозначены лишь основные, наиболее значимые направления культурной политики Кубанского казачьего войска. Спектр их постоянно будет расширяться, и, надеемся, способствовать формированию казачьего самосознания, сохранению и возрождению традиционной и профессиональной культуры кубанских казахов.
   

К. Я. Перенижко - начальник отдела культуры Кубанского казачьего войска

2006 год