Страницы биографии императора Николая II и членов его семьи в рассказах кубанских старожилов

На пороге XXI века мы восстанавливаем страницы из жизни и деятельности русских государей, восстанавливаем снесенные в начале XX века памятники. Многие исторические места на Кубани связаны с царствовавшим домом Романовых, с пребыванием русских императоров на Кубани в XIX - начале XX века, это запечатлено в исторических документах того времени, памятниках и в устных воспоминаниях кубанцев, переживших разрушение исторической памяти.

"Распрощайся, ты, Шамиль...” (пленение имама в устной истории кубанских казаков)

Достоянием народной памяти остается героика событий покорения Кавказа. Эта устная история свободна от националистических фальсификаций, которыми пронизана историография некоторых северокавказских регионов. Она одна достоверна и искренна в передаче народных оценок свершавшихся событий и исторических деятелей.

Николай II в исторической памяти кубанского казачества

Облик последнего русского императора Николая II в исторической картине мира кубанского казачества написан различными тонами, но преобладающими выступают воплощения образа православной государственности. Воинский призыв “За Веру, Царя и Отечество” отвечал довольно прочным народным воззрениям.

Легенды и мифы станичной истории

История станицы Калининской жила в памяти народной, передавалась от поколения к поколению, оседала в семейных документах и архивах. В этих самобытных процессах накопления исторических знаний не было места мифам и легендам: семьи хранили память лишь о достоверных деяниях предков.
Не возникали мифы и в годы советской власти, когда связь поколений была разорвана, а традиционный жизненный уклад разрушен. Их не было, во-первых, потому, что выпавшие на долю большинства станичников тяжёлые испытания затмили их историческое прошлое. Во-вторых, история станицы, как и всей страны, замалчивалась, вытеснялась из памяти народной – вместе с царями, генерал-губернаторами, видными государственными деятелями, казачеством... Вместо этого на всех уровнях образования изучалась история правящей партии, её идеология, где не было места ни религии, ни казачеству, ни малой родине.

Воинские панегирические канты в фольклоре кубанских казаков

Кубанская казачья песня формировалась из множественных и даже разнородных компонентов, разнообразие форм сохранялась и в процессе культурных преобразований.  В результате сегодня возможно говорить о различных этнических слагаемых казачьего фольклора, стилистических различиях песен воинской службы и крестьянского обихода, наличии в казачьей песне как древнейших диатонических, так и более поздних гармонических ладов, пришедших из профессиональной музыки, и т.д.

Военный казачий фольклор

Фольклорные произведения, созданные в огне и буре военного времени, передавались из уст в уста, исполнялись часто перед многочисленными слушателями и оказывали на них большое эмоциональное  воздействие. Сложенные ярко, образно, с использованием традиционных форм народного творчества, они мобилизовывали людей на беспощадную борьбу против врага, внушали чувство патриотизма и беспредельной любви к Родине.

О некоторых традиционных образах кубанского казачьего фольклора

Фольклор, выросший из целостной традиции мифа, несмотря на последующую жанровую дифференциацию, оказался образным средоточием народной истории, философии, этики и, конечно, эстетического чувства. Разумеется, в случае с историей – это не информация в научном смысле, а художественная форма народной памяти, в которой сохраняется код образно- эстетического и нравственного познания исторического процесса-бытия, его существенных звеньев, а в некоторых случаях – и реальных исторических фактов и лиц.

К характеристике одного из мифологических персонажей у кубанских казаков («хозяин»)

Домового на Кубани называют, как правило, «хозяин», что характеризует его отношение к живущей в доме семье и хозяйству: он старший в доме, охранитель, невидимый «хозяин». На всей территории Кубани визуальный образ домового варьируется, то есть представляется в нескольких зооморфных и антропоморфных ипостасях. Причем считается, что домовой не видим человеческому глазу и появляется перед человеком лишь в определенных ситуациях.


Страницы: 1