В воскресенье на утреннюю службу в войсковой храм святого апостола Андрея Первозванного собрались казаки с семьями. Казаки оделись в особо парадную форму: чёрную черкеску, малиновый бешмет, папаху. На кавказском поясе уставной кинжал Кубанского казачьего войска, шашка кавказского типа на партупее. Казачки в праздничных, на манер турецких, платьев, кубильках, застёгнутых на ровные рядочки сияющих на солнце пуговок, в ладно обтягивающих щиколотку полусапожках... Вокруг них кружилась шумная ватага ребятишек в пёстрых кохточках.

С первыми ударами колокола-благовеста, призывающего всех в храм на молитву, казаки встали в церкви по правую сторону перед иконой Спаса. Казачки же и девки по левую сторону перед Богородицей. Священник произнёс возглас: «Благословен Бог наш...» началась святая литургия. Перед святыми дарами поминались за здравие родные и близкие всех присутствующих на службе православных христиан. Склонив свои головы и обнажив до середины шашки казаки чутко вслушивались в слова святого Евангелия от апостола Иоанна: «Нет больше той любви, да кто душу свою положит за други своя...». Приступив к Кресту и Евангелию каждый из них исповедовал Богу всё то, чем мог оскорбить Духа Его Святого и просил прощения за праздное слово, за нескромный взор, за маловерие и невоздержание... К принятию Святых Христовых Таин подходили неспешно, с благоговением. Приняв Христа хранили молчанье и степенно выходили из храма приложившись ко Кресту.

Вернувшись из церкви в свои дома казачьи семьи хутора Навагинского не бездельничали. На полдень объявлен сбор всей общины на поляне перед храмом для занятий с шашкой, стрельбе и казачьему вару. Атаман Алексей Моисеев поднял на высокий шест войсковое флаг, разметил с помощниками зоны для проведения занятий. По его команде была прочитана молитва и началась разминка перед рубкой шашкой. Рубили лозу под кубанкой, пластиковые бутылки с водой. Казачата прицельно стреляли из пневматических винтовок по мишеням.

После небольшой передышки начали вариться. В дружном хороводе закружились казачки подзадориваемые кошеваром. Правились казаки тоже вместе. На счёт совершали отжимания кто на кулаках, кто на руках. Кошевар заваривал свару с задором обращаясь к браткам: «А ни затупились ли ваши шашки казаки!" весь скоп отвечал: «Нет!» и далее «Варим казаки!» - «Варим». И тут котёл закипел, забурлил от казачьей силушки да удали молодецкой в забаве явно показавшейся. Славно поварились казачки. Друг друга по плечам хлопают по братски обнимаются по просят у каждого прощения Христа ради.

Закончился воскресный день в хуторе Навагинском скромным застольем и казачьими песнями у костра. Насыщенными событиями с раннего утра и до вечера запомнился этот день как настоящий праздник. Так жили наши предки. Они молились, собирались, варились, воевали одной крепкой общиной. Поэтому смогли устоять на Кубанской линии и построить крепкие хутора и станицы на завоёванных землях. Нам, современным казакам, предстоит много сделать для того, чтобы возродить утраченные традиции, казачий уклад жизни. Дай Бог, всем добрым казакам помощи в этом благом деле, а мы надеемся, что такие воскресные дни будут в каждом хуторе и станице нашего благодатного края.

Дмитрий Литвинюк.

Фото