По благословению епископа Новороссийского и Геленджикского Феогноста в городе-герое состоялся обучающий семинар повышения квалификации «Духовно-нравственное окормление и воцерковление казачества». В семинаре, прошедшем на базе Новороссийского казачьего кадетского корпуса под председательством заместителя атамана Кубанского казачьего войска Константина Перенижко, приняли участие атаманы, казаки и духовенство из Темрюка, Славянска-на-Кубани, Крымска, Анапы, Новороссийска и Геленджика.

Открывая заседание форума, протоиерей Новороссийской епархии отец Василий Симора отметил, что сегодня сложился высокий уровень взаимодействия между казачеством и духовенством, который необходимо углублять. Проблемой остается очень низкий уровень воцерковления казачества. Как позже подчеркивали многие выступающие, если и приходят казаки на богослужение в храм, то чаще всего без своих жен и детей, а ведь семья – это маленькая церковь для каждого человека.

- Поэтому мы должны все вместе над этим работать, - заключил духовник казаков Новороссийска.

Выступая с приветственным словом, войсковой старшина Константин Перенижко призывал участников семинара к конструктивной работе, чтобы совместно находить ответы на поднимаемые вопросы.

- Есть такая присказка: сила есть, воля есть, а силы воли нету. Так и у нас: казачество есть, православная церковь есть, а воцерковления казачества не совсем получается, - подчеркнул Константин Яковлевич. – Наверное, есть тому и объективные причины. Но я бы все-таки сделал акцент на основной нашей работе – с молодежью, которая, на мой взгляд, требует особого внимания. Мы пока сделали лишь маленькие шаги на пути создания казачьих кадетских корпусов, казачьих классов и школ, и это начинание требует наполнение формы соответствующим содержанием, прежде всего – духовно-нравственным, где православное воспитание играет первостепенную роль. Если родители поверили нам и доверили своих детей казачеству, мы со своей стороны обязаны дорабатывать, создавать системность в казачьем православном воспитании.

Участников семинара также приветствовал атамана Черноморского казачьего округа казачий полковник Сергей Савотин. В частности, Сергей Юрьевич рассказал, что на днях столкнулся с неприятной ситуацией в Сочи, где нашлись родители учащихся СОШ №55 отказываются от того, чтобы эта школа стала казачьей, поскольку они не православной веры, да к тому же недавно переехавшие в Краснодарский край из средней полосы России. Но в чужой монастырь со своим уставом не лезут, а потому и на Кубани приезжие должны придерживаться сложившихся устоев.

Директор Новороссийского казачьего кадетского корпуса казачий полковник Юрий Постников, рассказав о том, как поставлена работы с православным воспитанием учащихся, предложил проводить на базе своего учебного заведения семинары и по истории и традициям кубанского казачества.

- У нас прекрасные педагоги, их знания помогут казакам-наставникам в работе с казачьими классами, - сказал Юрий Петрович.

Еще одно дельное предложение выдвинули священнослужители: ввести в практику, чтобы кадеты, возвращаясь в корпус после каникул, привозили отзывы о проделанной работе не только от атаманов своих казачьих обществ, но и от духовников по месту жительства. Как выяснилось, это давно практикуется в Бриньковском казачьем кадетском корпусе. Но можно этот опыт распространить и на все казачьи школы.

Протоиерей Иоанн Гармаш в начале своего доклада на тему «Пастырское окормление казачества в Кубанском казачьем войске» подчеркнул, что пришло время от общих рассуждений перейти к работе на конкретный результат.

- Посещение церкви казаком не должно быть публичным, озвучиваться и выставляться на показ. Православие, посещение церкви – это образ жизни казака, - особо выделил в своем выступлении духовник Кубанского казачьего войска. – Сегодня многие батюшки надеются на казаков в решении сугубо церковных проблем, особенно финансовых. Напрасно. Казаки могут помочь и помогают своим участием в строительстве храмов, в обеспечении строительными материалами, но не деньгами, которые им самим необходимы для решения других нужд казачества.

Также войсковой духовник отец Иоанн остановился на проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи на личном примере. Так, в казачестве есть немало окруженных почетом и уважением стариков, которые вообще не посещают храм. Объясняют свое неприятие православия тем, что вся их жизнь прошла в атеистическом советском обществе, а потому они не приучены к церкви.

- Но старик должен быть примером и для казаков, и для молодежи – какова должна быть казачья душа. Если нет стариков в храме, какой пример с них может взять молодежь?

Пожалуй, самым захватывающим, несмотря на почти часовую продолжительность, был доклад руководителя отдела миссионерского служения Екатеринодарской и Кубанской епархии протоиерея Алексея Касатикова «Современные секты – вызов обществу и казачеству». Преподавателя Краснодарской духовной семинарии рассказал о разновидностях тоталитарных религиозных объединений, о путях их возникновения и способах противостояния и борьбы с ними. О том, какой колоссальный вред могут нанести сектанты, можно судить по Украине, где на Майдан 2014 года выходили по первому зову именно сектанты, руководимые такими одиозными личностями, как саентолог Яценюк и «кровавый пастор» Турчинов.

На примере известного эпизода из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик» протоиерей показал этапы закабаления обывателя в религиозную тоталитарную секту и управления его сознанием. Кот Базилио и лиса Алиса предлагают деревянному Буратино счастливую жизнь и много денег. Как этого достичь? Да стоит только пойти с ними! Это первый этап – привлечение заманчивым предложением. Второй этап – восхваление. Буратино – умненький-разумненький, а потому будет ему счастье. Но куда идти бедняге? Да в страну дураков! У главного героя возникают сомнения, тогда Базилио и Алиса отворачиваются от него: сам же и виноват, оставайся со своими четырьмя монетами в кармане, не бывать тебе богатым. И тогда Буратино соглашается даже на страну дураков, лишь бы новые друзья не покинули его, не отвернулись. Это третий этап – окончательное заманивание. И четвертый – полное закабаление. Причем, чем нелепее идея (предложение), тем легче попадает в эту паутину несчастный обыватель. Вот и предлагают кот с лисой Буратинке зарыть на Поле Чудес свои монеты, из которого утром вырастет дерево с золотыми вместо листьев.

Поведал отец Алексей и о действенном способе избавления от чрезмерно навязчивых сектантах, которые зачастую ходят по квартирам и пытаются проповедовать. Что надо сделать, чтобы спровадить непрошеных гостей? А просто поинтересоваться их именем, отчеством, фамилией, где живут, кем посланы, в каком религиозном обществе состоят. И все желательно записывать в блокнотик. Всякого рода евангелисты и свидетели Иеговы страсть как не любят, когда записывают данные о них, а потому ретируются восвояси.

В противовес сектантам, которые, к слову сказать, распространил по миру католицизм, отец Алексей привел Русскую Православную Церковь. Как вовлечь в нее молодежь, как заинтересовать? Один из путей – жены казаков, матери их детей. В качестве примера докладчик привел историю покорения Кавказа генералом Алексеем Ермоловым. Не победами в сражениях удалось сломить непокорных горцев, а строительством больниц, куда на роды спускались с гор жены черкесов, ведя с собой и свои семьи.

- Так же и с православной церковью, с нашей верой, - сказал протоиерей. – Казак может быть героем и человеком воцерковленным, но если наша жена будет говорить детям другое, поверьте, ребенок будет прежде всего слушать маму. И на папу, между прочим, ребенок всегда смотрит мамиными глазами. Ребенок воспринимает мир так, как рассказывает ему мать.

Очень содержательным был доклад заместителя атамана Таманского казачьего отдела подъесаула Вадима Голосова «Духовно-нравственные ценности казачества до 1917 года и на современном этапе», который затронул актуальные проблемы работы с казачьей молодежью. Руководитель отдела миссионерского служения Новороссийской епархии протоиерей Игорь Гайдаев в своем выступлении остановился на вопросах возрождения духовно-нравственных традиций казачества. Заместитель атамана Натухаевского хуторского казачьего общества по взаимодействию с церковью Сергей Сипулин рассказал об опыте работы общества, где показатель воцерковления казаков вдвое превышает средний по краю и России.

Подводя итоги семинара, заместитель атамана Кубанского казачьего войска Константин Перенижко призвал его участников взять на вооружение все выработанные конструктивные предложения. Каждый присутствующий получил сертификат о повышении квалификации в обучающем семинаре.

Данила Добрынин.